ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Между эмпирическими исследованиями в когнитивной науке и нейрофизиологии и философскими проблемами существуют тесные связи. Благодаря совершенствованию философских концепций исследования сознания и разума приобретают большую точность и ясность, с другой стороны, данные экспериментов могут служить основанием для построения философских аргументов. Однако, коммуникация между экспериментаторами и философами не всегда оказывается удачной и достаточной. Примерами служат эксперименты Б. Либета и Д. Вегнера, претендовавшие на решение проблемы свободы воли, или работы в области нейрофизиологии, где авторы принимаются за трудную проблему сознания, ограничиваясь поиском его нейронных коррелятов. Данное сообщение посвящено сложившимся философским неоднозначностям в эмпирических исследованиях чувства агентности — одного из важнейших аспектов самосознания. Чувством агентности называют вид осведомленности субъекта, связанный с его авторством по отношению к действиям. Вне зависимости от наших взглядов на ментальную каузальность и свободу воли, мы чувствуем себя агентами, деятелями, и ощущаем себя источником множества событий в мире. Одним из наиболее известных предположительных коррелятов чувства агентности является интенциональное связывание – сближение во времени произвольного действия и его результата в восприятии человека. С чувством агентности связан набор философских проблем, касающихся структуры опыта агентности и его соотношения с суждениями об агентности. Зачастую непрозрачные философские позиции авторов экспериментальных работ о чувстве агентности определяют интерпретацию результатов и выводы, сделанные из исследования. Насколько запутанной оказалась ситуация? Какие шаги необходимо предпринять исследователям для наведения порядка в этой области знаний? Способна ли философия им помочь? На конференции будут намечены ответы на эти и некоторые другие вопросы.