ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Доклад отражает результаты эмпирического исследования функций Областной клинической больницы (ОГАУЗ «ТОКБ») на протяжении современных предмодернизационного и модернизационного периодов здравоохранения. Обнаруженная феноменологическая картина и ее аналитическое исследованние позволяют выявление управленческих оснований и механизмов выхода больничного сектора из кризисного состояния и могут быть обобщены следующим образом. 1. Изменение конфигурации «больница – амбулаторное лечение». С развитием технологий амбулаторной помощи организационное, технологическое и финансовое строение больниц все определеннее приобретает сетевую конфигурацию: интеграцию клиник (поликлиник), предоставляющих полный комплект услуг по различным нозологиям, например, пациенты с опухолями различной локализации могут пройти полный цикл диагностических процедур в течение одного визита. В состав «амбулаторного лечения» входит ряд сложных форм (диализ, химиотерапия, различные хирургические операции), спрос на амбулаторное лечение растет по мере развития методов диагностики, развитию краткосрочной анестезии и технологий врачебной помощи. Рост масштабов амбулаторного лечения влияет как на структуру, так и на комплектацию больниц. Клиники, предоставляющие амбулаторные услуги, должны быть организованы так, чтобы в них могли функционировать новые модели интегрированного лечения. Например, оптимальная терапия опухолевых заболеваний предполагает наличие коллектива, состоящего из хирургов, рентгенологов, цитологов, химиотерапевтов, психологов, реабилитологов и др. специалистов. Новые модели лечения предполагают принципиально иной уровень организации помощи. Установлена низкая восприимчивость амбулаторных врачей к основным положениям многих современных программ лечения, обусловленная отсутствием новых подходов к организации рабочего времени участкового врача. До настоящего времени не уделялось практического внимания вопросам управления службами, предоставляющими амбулаторную помощь. Важно не только изменение технологических платформ лечебных процессов, но и применение достижений науки управления трудом (преобразование нормирования, организации труда, изменение распределения функций между персоналом, обеспечивающим лечебный процесс и медицинские вмешательства). 2. Изменение функции больниц. Стационарная помощь остается важнейшей функцией больниц, но продолжительность пребывания среднестатистического больного сокращается, прием больных на относительно короткий период интенсивной терапии неуклонно растет – больничные койки занимают пациенты, находящиеся чаще в тяжелом состоянии, по отношению к ним применяются более сложные методы лечения: например, пациент с инфарктом миокарда может рассчитывать на тромболизис и на срочную коронарную ангиопластику. Снижение числа коек сопровождается изменением структуры, технологии и оборудования (рентгеновское, эндоскопическое и хирургическое), обеспечивающего помощь. Одновременно больница должна быть местом для проведения фундаментальных исследований, должна поддерживать сетевую систему медицинских учреждений (областные больницы – авангард здравоохранения, законодатель «высоких» технологий). Приобретая научно-образовательную функцию, больница может выполнять функции градообразующего предприятия, создающего рабочие места, требующие высокой квалификации. Изменяется и структура кадров, приходят специалисты с высокой технической квалификацией, квалифицированные руководителя. 3. Изменение в организации неотложной помощи. Различие между плановым и срочным лечением по организации, технологиям осуществления и структуре компетенций персонала, обеспечивающего процесс показывает, что срочное лечение спасает жизни только в тех случаях, когда состояние больных стабилизировано, их удалось доставить быстро, предоставляемое им лечение адекватно серьезности случая. Сравнительная (по отношению к обеспечивающим плановое лечение подразделениям) избыточность качественных характеристик факторов лечебного процесса, определяемая по “пиковой” потребности при бухгалтерской интерпретации может быть оценена как «дорогая». Однако, опираясь на показатели «сохраненные годы жизни», «сохранение трудоспособности», «возврат к производительной деятельности», «предотвращенная инвалидизация», невозможно опротестовать состоятельность концентрации в подразделениях неотложной помощи надлежащих по объему и качеству ресурсов, интерпретированную как «приемлемая цена сохранения национального здоровья». 4. Изменение в технологиях реабилитации. Достаточное оснащение процесса, надлежащие технологии ухода и воспомоществования, адекватная требованиям квалификация различных категорий персонала организаций госпитального сектора способны, повышая эффективность его функционирования, существенно снизить уровень издержек обеспечения национального благосостояния. Лучшие результаты приносят программы активной реабилитации, предполагающие помощь со стороны многопрофильных групп врачей. Если ранняя реабилитация в стационаре российской медицинской практикой развивается, то программы длительной реабилитации тяжелых случаев травм и заболеваний в амбулаторных условиях не реализованы. Известны случаи успешной реабилитации после травм, трудно совместимых с жизнью, причем волонтерскими и силами родственников. Контуры «парагоспитального негосударственного» сектора, способного создать конкурентную среду и обеспечить удовлетворение потребностей в высокотехнологичной и персонализированной реабилитации лишь начинают обрисовываться. 5. Встроенность системы подготовки медицинского персонала в динамику технологического и структурного преобразования госпитального сектора. Обучение, исследования и лечение возможны только при должным образом оборудованных медицинских учреждениях – ключевом элементе системы здравоохранения. Провалы в качестве компетенций, формируемых выпускниками профильных вузов, требуют наставнического для молодых специалистов сопровождения в системах адаптации к условиям больниц: очевидна необходимость социализационных, психологических, квалификационных и организационных «курсов молодого специалиста». Навык «работы в команде», востребованный ходом изменений в госпитальном секторе требует специального тренирования. Такое поле задач, регулярно возникающих по адаптации молодых специалистов, может служить основанием постановки вопроса о коррекции учебных планов (по меньшей мере в направлении качественного изменения форм подготовки и перечня дисциплин выбора). Системность медицинской помощи настоятельно поднимает вопрос об объекте и предмете управления госпитальным сектором. Время, когда управленческой единицей была обосабливаемая организация – больница – миновало. Управляемость как способность обеспечивать результат – сохранение здоровья при минимизации всех видов издержек – может быть обеспечена только при применении модели управления территориальным целым (госпитальным сектором области) – перспективная задача для солидарных усилий организационной медицинской, управленческой и экономической наук.