ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Современная культура развивается под знаком глобальной интеграции, стимулируемой безграничными возможностями высоких технологий. В филологической науке эта тенденция проявляется сразу в нескольких взаимообусловленных планах. Прежде всего, необходимо отметить значительное расширение исследовательской проблематики, одно из центральных положений в которой занимают сегодня вопросы многоканальной или мультимодальной коммуникации. Сложность данного объекта требует консолидации научных усилий специалистов из разных областей гуманитарного знания и обусловливает расширение филологических границ за счет стремительного развития различных междисциплинарных и трансдисциплинарных направлений. К числу таких активно формирующихся в настоящее время трансдисциплинарных направлений относится поэтика кино, занимающаяся изучением принципов (способов, стратегий) взаимодействия разного рода кодовых и модальных систем в конструировании аудиовизуальных (кинематографических) образов в разных медиа средах (кино, рекламе, профессиональной коммуникации и др.) и их роли в широком социокультурном контексте. Такие исследования позволяют по-новому подойти к решению исконно лингвистических проблем, касающихся природы языка, его сущностных свойств и креативных возможностей, реализующихся в процессе его функционирования в быстро меняющемся коммуникативно-дискурсивном пространстве. Также возникает проблема определения роли языка в современной, визуальной или, скорее, «софт» культуре. Доклад посвящен рассмотрению следующих взаимосвязанных вопросов: Что представляет собой креативный «функционал» языковой системы в кинодискурсе? Какова роль языка в создании полимодальной (кинематографической) образности? Как соотносятся лингвистическая и полимодальная (мультимодальная) креативность? Каким образом происходит лингвокреативное моделирование кинодискурса? Для раскрытия данных вопросов будет кратко изложена история становления поэтики кино с фокусом на эволюцию взглядов о слове в кинематографе. Особое внимание будет уделяться методологии изучения лингвистической креативности, разработка которой потребовала осмысления в новом ключе таких, в частности, понятий, как «поэтика кинодискурса», «лингвокреативность», «кинематографическая перформативность», «аудиовизуальный образ», «кинематографический троп», «поэзис киновоприятия», «кинометафора». Создаваемая методология в целом направлена на изучение проявления креативных возможностей языка на самых разных уровнях и этапах полимодального построения образной системы разножанровых кинопроизведений и кинодискурса как такового. Результаты исследования позволяют оценить роль языка как креативного модулятора в организации фикционального пространства кинопроизведения, в создании многомерной полимодальной образности, направленной на достижение ключевой прагматической задачи кинопроизведения и оказания определенного лингвоэстетического и прагматического воздействия на реципиента.