ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
"Русское Нигде" - это название последней выставки (2021) ныне живущего современного художника Павла Отдельнова, хорошо известного в художественном мире, чьи работы представлены в музейных и частных коллекциях. Главной темой его творчества являются бесприютные и обезличенные советские и постсоветские ландшафты городских окраин, руинированные объекты советского индустриального строительства, места, куда, как говорит сам художник, "никто не стремится попасть намеренно", но среди которых проходит значительная часть нашей жизни. В теории искусства подобные культурные ландшафты получили название «не-место». Этот термин используется для обозначения порождаемых городской цивилизацией зон кратковременного и анонимного пребывания человека, стирающих человеческую идентичность. В философии, вслед за Мишелем Фуко, для их обозначения применяется термин «гетеротопия» (греч. «другое место»), где место идентифицируется через отличающий его особый режим жизни и особый хронотоп. Бесконечные казематы гаражей, уходящие в никуда пустынные трассы, промзоны, автодорожные развязки и другие «ничейные пространства» городских окраин «Русского нигде», — все то, что может открыться за любым поворотом наших привычных жизненных маршрутов,— это и есть примеры "не-мест" со своей особой эстетикой и пространственно-временной конфигурацией. Не-места на картинах Павла Отдельнова столь узнаваемы каждому, кто живет в России, что вызывают неизбежный эффект глубинного дежавю, через который открывается вечно русское: везде одно и то же. Какой предстает Русская Нигдея под взглядом художника? какую художественную оптику он для этого изобретает? Какие смыслы и чувства она вызывает у разных поколений зрителей и почему? Ответам на эти вопросы и будет посвящен мой доклад.