![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе пойдет речь о реализации проекта по восстановлению утраченного облика исторической застройки соборной площади г.Стерлитамак нач. XX в. с помощью технологий 3D моделирования, видео 360 градусов и дополненной реальности. В центре внимания исторической реконструкции выступает собор Казанский собор и колокольня с прихрамовой территорией и строениями на ней. Многие разрушенные памятники историко-культурного наследия, от которых ничего не осталось и на их месте существует современная застройка, или сильно перестроенные и разрушенные, находящиеся в запустении, могут быть предметом не только научного исследования с задачей изучения, восстановления первоначального облика, 3D оцифровки с помощью современных технических средств (лазерного сканирования, фотограмметрии на базе наземной и аэрофотосъёмки), так и найти в современной эпохе достойную нишу применения в задачах популяризации исторического наследия прошлого. Именно эта ниша, называемая виртуальным туризмом, позволяет сделать проделанную научную работу доступной и наглядной для людей. Разрушенные памятники прошлого не всегда представляется возможным восстановить в камне в силу разных причин на том же самом месте или отреставрировать должным образом. Но можно воскресить их образ в цифровом виде с помощью VR технологий и, возможно, движение в данном направлении может помочь решить ряд задач реставрации современных памятников, находящихся в запустении или привлечь к ним внимание общественности. Этапу популяризации созданного цифрового продукта – научной исторической 3D реконструкции предшествует исследовательская работа, но, к сожалению, стоит отметить, что большое количество интересных проектов реконструкций памятников культурного наследия, остается только на бумаге, в работах профессиональных ученых исследователей, научных институтов, кафедр реставрации и архитектуры и не всегда доходит в наглядном и доступном формате до обыкновенных людей через музеи и некоммерческие организации. В текстах школьных учебников, профессиональных изданиях по историческим памятникам прошлого мы часто может встретить изображения графических историко-архитектурных реконструкций, например деревянных крепостей, храмов, монастырей, дворянских усадеб, историческую городскую застройку. Технологии 3D вместе с VR, стали одним из современных и актуальных инструментов подачи подобного рода работ, наравне с деревянными и пластиковыми макетами и графическими историко-архитектурными реконструкциями, но с большим арсеналом возможностей погружения человека в историческое пространство прошлого. Так с помощью VR технологий более доступно стала возможность показать развитие памятника во времени, его строительную историю, изменение функционального назначения, сделать графическую реконструкцию более живой, добавив: исторический облик ландшафта, стаффажи (живых людей в исторических костюмах), транспорт, имитацию жизни людей в созданной виртуальной реконструкции, визуализировать различные сюжеты из жизни этого места. Идея о проведении VR экскурсий на основе исторической 3D реконструкции оформилось в самостоятельное направление работы АНО Клуб ГПВМ «Бастион», которое реализуется совместно со старшим преподавателем кафедры исторической информатики Московского госуниверситета Денисом Жеребятьевым. Первым реализованным на практике проектом стала историческая 3D-реконструкция соборной площади г. Стерлитамак начала XX в. (до пожара 1908 г.) с Казанским собором, колокольней и другими церковными строениями, окружающими постройками и базарной площадью. Храм являлся главным архитектурным украшением г. Стерлитамака и был разрушен в 1937-ом году, располагался на территории современного парка им. Кирова. Проект был презентован в Стерлитамакском историко-краеведческом музее 11 сентября 2021 года в День города и получил высокую оценку со стороны администрации города.