ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В феврале 2013 года продакт-менеджер компании Google Тристан Харрис разослал своим коллегам презентацию, в которой призвал задуматься об ответственности, которую несут разработчики дизайна приложений, вызывающего зависимость у пользователей по всему миру. Тема разработки этичных платформенных алгоритмов и дизайнов приложений не нова, самые ранние работы стали появляться ещё в 80-ых годах XX века. Этому вопросу посвящены многочисленные академические работы и произведения, рассчитанные на массовую аудиторию. Презентация Т. Харриса ознаменовала собой новый виток развития данной проблематики, вызвала широкий общественный резонанс и породила множество дискуссий относительно «этичного дизайна». В настоящее время почти у каждой крупной IT-компании существуют отделы по этике, главная задача которых предложить дизайнерские и протокольные решения, которые сделают технологии более этичными. Однако предлагаемые решения далеко не всегда вводятся в разработку и находят применение в конечном продукте. Т. Харрис, проработав два года в должности «дизайн-этика», уволился из компании Google, так и не добившись ничего существенного. Этика потенциально может вступать в конфликт с интересами IT-корпораций, главный интерес которых заключается в извлечении прибыли. Если под «этичным дизайном» подразумевается уменьшение вовлечения пользователя, предоставление пользователю большего количества приватности, что отразится на количестве извлекаемых данных, а значит, на прибыли компании, то моральные догмы должны уступить место экономическим интересам. Об этическом конфликте руководства IT-компаний и специалистов по этике, и пойдёт речь в докладе.