![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Проблема языка поэтической школы как социолекта разрабатывалась О.И. Северской [2007]. Этот подход является актуальным при анализе языка поэтической группы «Орбита», что обусловлено общностью концептуальных установок и особенностей языкового эксперимента, реализуемого в поэтической практике текст-группы. Отличительной чертой текст-группы «Орбита», сформированной в 1999 году в Риге, является её внимание к мультимедийным проектам: их тексты изначально рассчитаны на цифровую репрезентацию на границе с другими художественными формами. Эта особенность, обусловленная как идеологически, так и хронологически, формирует установку на актуальную (непосредственную, синхронную) коммуникацию, в связи с чем в поэзии авторов группы «Орбита» наблюдается частотное использование прагматических маркеров, таких как дискурсивные слова. На современном этапе дискурсивные слова можно определить как единицы, с одной стороны, обеспечивающие связность текста и, с другой стороны, непосредственно отражающие процесс взаимодействия говорящего и слушающего и позицию говорящего по отношению к сообщению [А. Н. Баранов, В. А. Плунгян Е. В. Рахилина 1997]. Таким образом, на материале русскоязычных текстов С. Тимофеева, А. Пунте, В. Светлова и др. мы рассмотрим функции дискурсивных слов в качестве единиц, отражающих процесс рефлексии текста говорящим, его отношение к адресату, апелляцию к общему фоновому знанию, а также выполняющих коммуникативную, фатическую, экспрессивную и другие функции в составе поэтических высказываний, обладающих интенциональным зарядом в поле поэтического произведения. Наиболее подробно будет рассмотрена единица ведь, совмещающая модальную и связующую функции («но ведь никто не нападает / на заброшенные фабрики / только время держит свою / безнадежную осаду...; “Я ведь неслучайно здесь? — спрашивало оно. —Ведь всё это что-то значит?”»); дискурсивная единица «обобщения» вообще/в общем («жаль себя и вообще всех людей […]; в общем (как уже говорилось), открывались неохотно [...]»); а также дискурсивная единица, выражающая оценку сообщаемого с точки зрения достоверности, вероятности может: («А может, заглянете / еще на один вечер? […]; «Может быть, это не навсегда,/ и когда-нибудь я снова увижу/ в деревьях — изящество веток; Может быть, за этим/ скрывается/ тонко подстроенная/ ловушка?»). Кроме того, мы рассмотрим такие вопросы, как реализация поэтического субъекта, поэтическая адресация и коммуникация, чьи особенности формируют идиостиль авторов текст-группы «Орбита».