ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Доклад посвящён грамматическим и семантическим аспектам верификации слов категории состояния в аспекте преподавания русского языка как иностранного. В тех работах, где обосновывается тезис о выделении категории состояния в отдельную неизменяемую часть речи, смешиваются два уровня анализа языковых единиц – формальный и семантический. В то же время части речи – это грамматические (морфологические), а не семантические классы лексем, поэтому выделять категорию состояния как часть речи на семантической и синтаксической основе нецелесообразно. После появления концепции функциональной грамматики А.В. Бондарко стало очевидно, что состояние, или статальность, – это одно из функционально-семантических полей. Состояние может быть выражено словами разных категориальных классов: существительными (радость), глаголами (радоваться), прилагательными (радостный), наречиями (радостно), причастиями (взволнован), местоимениями (нечего), компаративами (легче), причём как собственно лексемами, так и формами слов (в гневе). Делается вывод, что ни в теории, ни в практике преподавания русского языка как иностранного не следует выделять такую часть речи, как категория состояния, а слова и формы со статальной семантикой разбиваются на именные (субстантивные и адъективные), глагольные (включая атрибутивные формы), адвербиальные, компаративные и прономинальные. предикативы.