ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Проблемы трибологии становились всё более ощутимыми в связи с созданием приводов поворота солнечных батарей, механизмов настройки аппаратуры в спутниках зондирования Земли, механизмов стыковочных устройств, создания систем стабилизации космических аппаратов, созданием движителей планетоходов, устройств забора грунта на планетах. Узлы трения должны работать в том числе на теневой стороне космических изделий, где температуры опускаются до минус 110 градусов Цельсия. Если говорить о Луне, то там на выносной антенне в Лунную ночь была измерена температура минус 180 градусов Цельсия. Их условия работы сильно различаются в зависимости от назначения устройств, в которых они стоят. Скорости скольжения, как правило, не превышают 1,5 м/сек, удельные давления для пар скольжения менее 100 кг/см2. Это предельные значения, за исключением редких случаев (например, шасси «Бурана»). В некоторых случаях первостепенную роль играет трение без скачков (stick-slip) при очень малых переменных скоростях относительного перемещения (например, при наблюдении за пролетающими объектами или поверхностями планет). Для стыковочных узлов чрезвычайно важны адгезия и статическое трение контактирующих поверхностей. Одной из важнейших задач современного этапа проведения работ на внешней стороне Международной космической станции является создание робототехнических систем, которые помогут космонавтам выполнять внекорабельную деятельность или даже взять на себя часть функций космонавтов. Один из них уже испытывался внутри герметичного объёма станции. Теперь очередь провести разработку робота и его испытания на внешней стороне МКС. При создании транспортных средств для других планет стоит проблема выбора типа движителя, приводов движения, механизмов перемещения, шарниров солнечных батарей. Вопрос перемещения планетоходов всегда вызывал много споров, которые обострялись недостаточными знаниями характеристик грунтов. При этом ясно, что они должны отличаться повышенной проходимостью и устойчивостью, а для перемещения космонавтов и достаточной комфортабельностью хода. При разработке шасси на первое место выдвигались проблемы адгезии движителей и грунтов, а также их сцепление, в особенности при передвижении по поверхностям кратеров, изучение которых представляет особый интерес.