ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Чехов начал обратить внимание на театр в конце 19 века, в 1884 г. писатель опубликовал его сборник «Сказки Мельпомены». Мельпомена обозначает муза трагедии, со временем музу стали считать олицетворением трагедий в театральных постановках. Это и объясняет, почему Чехов дает сборнику такое название, ведь шесть рассказов объединены одной темой — театр: его фасад и кулисы, будни и праздники. Тема театра все время занимает важное место в чеховедении, в этой статье мы попробуем анализировать произведения, в которых воплащаются тема театра и искусства. «Жены артистов» 1880 г. В рассказе пять пар, каждая из которых соответствует модели «муж – артист, жена — просто жена». Первый художник, итальянский художник Франческо Бутронца был в ярости на свою жену. Причина, по которой он разозлился, заключалась в том, что его жена не хотела раздеться донага и стоять перед окном в качестве натуры. Бутронца совершенно не волнует, что люди будут видеть его жену голой на картине, и знакомые будут узнавать. Он мог бы нанять натурщицу, но он экономит деньги. Второй художник был актер театра. Он играл в любительском спектакле у графа Барабанта Алимонда, следовательно, он не профессиональный актер, не играет в театре, видимо, его туда не берут. Его жена жалует: «он всем докторам должен» (Т.1. С.,58). То, что актер везде должен деньги напрямую связан с его бедностью, но этот факт также отражает низкий доход актерской группы в 80-х годах. Следующий персонаж театра — виолончелист и флейтист Фердинанда Лай. Этот ужасный певец мучил жену и детей оглушительным голосом, совершенно не обращая внимания на неудобства и даже неприятности, причиняемые окружающим. Последняя пара появилась в повествовании жены героя Амаранта. Жена скульптора покончла жизнь самоубийством потому, что разбила статую. По поводу этого, герой романист комментировал: «Несчастная... статуя!». Беда для него всего лишь является темой нового романа. Что касается нашего главного героя, у которго только один читатель, —его жена, то можем считать его эгоистом малого таланта. Он так беден, что жене его приходилось просить денег у собственной матери. Мы заметили, что бедность, это общая черта этих художников. А другая общность такая: цель их выглядит высокая, они не талантливы но вполне амбициозны, их грандиозные цели не соизмеримы с их талантами. Они все время говорят, что они защитники искусства, но на самом деле они слуги Барабанта Алимонда, кто ничего не понимает в искусстве и тратит деньги на бездарные произведения искусства. В «Женах артистов» образ мецената графа дон Барабанта Алимонда и покровительствует бездарностям, видимо, единственный подобный образ мецената в русской литературе XIX века. Теперь переходим к самому названию рассказа — «Жены артистов». Рассказ называется «Жены артистов», главное в нем несчастные жены. Как от бездарных людей, мнящих себя великими деятелями искусства, страдают хорошие люди – их жены, наивно верящие, что их мужья действительно большие таланты. «Он и она» 1882 г. Второй рассказ, отличая от первого, в нем только два действующие лица: актриса Она и муж ее Он. Героиня Она гастролирует по всей Европе и в столицах бывала не один раз, значит, она европейская знаменитость, она очень талантлива и могла бы соперничать с самой Патти. О ней сказано: «европейская дива». Она зарабатывает до восьмидесяти тысяч рублей в год, это большие деньги. Наверняка, тема рассказа навеяна стихотворением Пушкина «Поэт». Тема поэта связана с чеховской темой—талант. А рассказ Чехова как раз говорится о двух ипостасях человека искусства. Первая – когда он творит, когда он художник-творец. И вторая – когда он в повседневной жизни человек как все. В повседневной жизни, она «урод», но, когда она выходит на сцену, она преображается, она прекрасна. Она «урод», но ей доступны в моменты творчества все тончайшие и высокие чувства, она все понимает и может передать это зрителям. Он тоже в жизни «урод». Несколько недостаток у них имеют общность: алкоголизм, тщеславие, плохие привычки, каприз и невоспитанность. Эти характеристики напоминают нам об общих проблемах театральной индустрии того времени. Но он тонко чувствует и понимает искусство. Искусство для него свято. Он в него влюблен. И он не терпит лжи, он защищает правду, как искусство, и это одна из причин, почему она его любит. Та «благороднейшая связь», которая связывает эту «европейскую диву с этим лягушонком» — искусство. Такая любовь полностью основана на искусстве. Они любят друг друга, любящие искусство. Ничто, кроме искусства, не может связывать их так крепко. «Два скандала» 1882 г. Рассказ подкреплен двумя основными событиями. Основная линия — театральная жизнь. По сравнению с первыми двумя рассказами сборника, здесь воплощение театральной тематики богаче и больше. Центральные фигуры: дирижер — эгоистический тиран искусства, певица — приниженный слуг любви. Речь шла опять о проблеме искусства и любви. Чехов пишет, что она «без памяти» любит его. Когда перед ней одновременно стояли любовь и искусство, она прислушивалась к своим внутренним эмоциям и выбрала любовь. Чехов изобразил сентиментальную художницу. По влиянию эмоций на творчество любовь только мешала ей. Она потеряла свою артистическую ценность как певица и потеряла себя в любви. Образ дирижера относится к разряду художников, у которых темперамент не меньше талантов, они категорически не терпят ошибок в искусстве... Впервые в творчестве Чехова проявляется тип «нравного художника». У людей этого типа совершенно разные личности на работе и в жизни. Любовь стала жертвой искусства. Ей, чтобы продолжать карьеру певицы пришлось уехать в другой город, так как быть с дирижером в одном театре не получилось бы, она, видя его, фальшивила бы. В конце рассказа, у героя возникли чувства самосозерцания и самобичевания, но все уже поздно. Он чувствует себя виноватым за то, что разрушил настоящее искусство. Для него значение имеет только искусство, любовь всего лишь вспышка. «Барон» 1882. Мы заметитли, что в вышеперечисленных произведениях говорится об историях молодых художников. При создании четвертого рассказа в сборнике, Чехов потихоньку повернул перо. На этот раз, героем стал пожилой человек. Рассказ был написан в 1882 году. Это ироничная и драматичная история о старике, который посвятил свою жизнь театру, но так и не вышел на сцену. Барон проработал в театре 20 лет, но не получил заслуженного уважения и кажется человеком без достоинств. Высота души барона – а он объект насмешек, бесцеремонного поведения, люди его не уважают, смеются над ним. Но это не мешает ему любить искусство. Театр – это вся его жизнь, вне которой он просто не существует. Причина его беды: недостаток смелости, страх, что его осмеют: «не хватило пустяка: смелости», именно отсутствие этого «пустяка» разрушило его будущее. «Я подожду немного, – говорил он. И он ждал до тех пор, пока не состарился, не разорился и не попал, по протекции, в суфлерскую будку» (Т.1. С.454). Это драма талантливого человека. Виновата именно старость – дребезжащий старческий голос. «Месть» 1882 г. Переходим к следующему рассказу, «Месть». Персонажи рассказа – артисты бедного провинциального театра. Мы могли бы предположить, что это будет произведение о тяжелой доле бедных служителей искусства. Но Чехов не идет по этому пути: служитель искусства оказывается низкой личностью, и его поступок тем более подл, что он лишил заработка бедную артистку, которая более выглядит служителем искусства, чем он, так как она рыдает не от того, что потеряла деньги, а от того, что публика, по ее неверному мнению, ее не любит. Стремясь выпросить у героини халат для вечернего спектакля, он спекулирует на высоких словах: «Если вы дадите мне на один вечер халат, то вы принесете жертву, согласен… Но, подумайте, как приятно жертвовать для искусства!» (Т.1. С.463)– восклицает комик. Но отметим, что все это комик говорит ради того, чтобы заполучить халат для спектакля, движим он вовсе не низкими целями. Но проблема в том, что он принимает отказ героини как проявление неуважения к искусству. Ingénue, то есть наивная девушка, – амплуа героини. Она и в жизни ведет себя, как наивная девушка, ею прежде всего движут чувства. Она любит недостойного человека и не может ничего поделать со своей любовью. Ее любовь выглядит как пародия на тургеневскую тему любви-рабства. И так, тема искусства звучит не убедительно в устах комика, ведь он служит искусству не ради искусства, а для самого себя. Трагик 1883 г. Название последнего расскааза «Трагик» перекликается с названием сборника «Сказки Мельпомены». Речь в рассказе идет о том, что героиня Маша влюбилась в трагика во время первого посещения театра, она так влюбилась, что решила выйти замуж за Феногенова. Бедная девушка не ожидала, что у ее любимого трагика два лица на сцене и в реальной жизни. Отец исправник, не исправил ошибку дочки, а он не виноват, ведь выбор сделала сама Маша, она быбрала несачстливый путь в любви. Мы пологаем, что трагик – актер устаревшей «школы представления», для которой характерно было изображение преувеличенных страстей, а невзыскательной публике это нравится. А Маша просто в восторге. Чтобы получить приданое от испаврника, труппа сочинили трогательное ( с их точки зрения) письмо, но ответное письмо является отказом. В этом письме отразилось распространенное среди обывателей восприятие театра как места развлечений, а актеров лишь как людей, служащих развлечением, театр – это недостойное занятие, быть актером – это недостойно человека. В произведении бесчеловечен образ трагика, который за деньги превратил Марту в свою пленницу. Чехов не писал, как он бьет Машу, но бедная пострадавшая несколько раз писала отцу: «Папа, он бьет меня!» Слова Маши как раз являются доказательством жестокости, беспощадности трагика. Кажется, Маша стала тракиком собственной жизни. Любовь к театру, к тракику стала источником ее боли. Чехов писал обо всех сторонах театральной жизни: об актерах, певцах, дирижёрах, менеджерах, публике и др. Под большой рамой «тема театра», нам нетрудно обнаружить и другие элементы, к примеру, бедность («Жены артистов», «Барон», «Трагик»), бездарность («Жены артистов», «Барон»), любовь («Он и она», «Трагик», «Два скандала»), эгоизм («Месть», «Жены артистов») и т.п. Но самые очевидные элементы – это сарказм и драматичность. Но в основном Чехов не так часто выражает сарказм и драматичность словами, они скрыты в конфликте и отношениях героев, они углубляются по мере развития сюжета. Таким образом, сборник «Сказки Мельпомеы» представляется собой литературная интерпретация Чеховым театрльной темы, а также его взгляды на театральную жизнь 80-х.