ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Первые собрания военного духовенства начали собираться еще с 1888 г. , со времени назначения А.А. Желобовского Главным Священником Армии и Флота. Одним из инициаторов этих собраний был ближайший сподвижник о. Желобовского – Алексей Андреевич Ставровский, поставленный благочинным с.-петербургских и новгородских церквей армейского ведомства. Вначале собрания носили камерный характер – собирались на квартирах А.А. Ставровского и А.А. Желобовского, участников было немного. Между тем, вопросы, которые обсуждались – были чрезвычайно важны. Именно в это время вырабатываются основы Положения об управлении военным и морским духовенством. Одной из актуальных задач момента была необходимость консолидации военного духовенства. Предстояла огромная работа с кадрами. Нужно было набирать грамотных и молодых священнослужителей, умеющих работать с нижними чинами и ладить с военным начальством. Одним из способов сплочения военного духовенства стали братские собрания. Вскоре во встречах стали принимать участие не только благочинные, но и иереи, диаконы и псаломщики из отдаленных местностей. Некоторые пастыри приезжают довольно регулярно. Таким образом, братское собрание перестает быть встречами только петербургского духовенства, или собраниями благочинных, но становится общим учреждением для коллегиального обсуждения вопросов служения военного духовенства. Отдаленность Петербурга все же создавала известные затруднения для пастырей, совершавших поездку в Петербург полностью за свой счет. Выходом из этого стала присылка в Духовное Правление при Протопресвитере рапортов, вопросов и писем священников «с мест». Они выносились на обсуждение очередного собрания и решения по ним сообщались отправителям. Кроме того, отчеты о собраниях регулярно помещались в Вестнике. Петербургские собрания происходили периодически – два-три раза в год. Обычно первое собрание в году открывалось речью о. Протопресвитера об объезде подведомых ему церквей военного округа. Однако вопросов, требовавших обсуждения, становилось все больше. На «местах» также начинают организовываться братские собрания. Очевидно, первые местные братские собрания были обусловлены поездками о. Протопресвитера в подведомые ему церкви. Со своей стороны, о. Протопресвитер не оставлял вниманием эти местные собрания. Вопросы, обсуждавшиеся на них, не только публиковались на страницах Вестника, докладывались на петербургских братских собраниях, разъяснялись о. Протопресвитером, но и инициировали дополнительные меры из Центра. Таким образом, местные братские собрания стали одним из верных путей как для возможно более тесного объединения пастырей, служащих в одной дивизии, так и для совместного обсуждения и решения возникающих иногда недоумений и вопросов пастырской практики. Большинство исследователей военного духовенства, касаясь братских собраний, отмечают, что решения их не имели законной силы. Однако необходимо отметить, что проекты, выносившиеся на обсуждение братских собраний, нередко впоследствии закреплялись соответствующими указами и распоряжениями и реализовывались на практике. Вопросы, обсуждавшиеся на братских собраниях, можно разделить на несколько групп. Во-первых, на братских собраниях обсуждались вопросы общегосударственного значения, такие, например, как революционное брожение в войсках и связанные с эти проблемы пастырской деятельности, смерть Александра III и восхождение на престол Николая II, и разные нецерковные вопросы. Во-вторых, обсуждались вопросы общецерковные (закон о веротерпимости, борьба с сектантами, взаимоотношение с католиками и т.д.). Важными вопросами, неоднократно поднимавшимся на собраниях, были практика служения священников на войне, вопросы о пастырских обязанностях военных священников, о военных соборах, о военных благочиниях, правах и обязанностях благочинных. Одной из самых часто обсуждавшихся тем на братских собраниях была благотворительность...