ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Привычное со школьной скамьи деление географии на на физическую экономическую сложилось у нас в стране с тридцатых годов прошлого века. Тогда группа марксистов-философов во главе с академиком Митиным начинает жёстко проводит принцип «партийности» в науке. Согласно ему в основу естественных наук, к каким причислена физическая география, ставится диалектический материализм. В основу общественных дисциплин, включая экономическую географию, ставятся принципы исторического материализма и политэкономии. Все науки что, не вписываются в схему жесткого разделения естественных и общественных причисляются к нежелательным. Это прежде всего такие естественно-гуманитарные дисциплины как антропогеография, краеведение, россиеведение. В физической географии исчез человек, остался лишь антропогенный фактор, в географии экономической – не осталось природы, остались только природные ресурсы. «Человека забыли!!!» - восклицал Н.Н. Баранский. Не нашлось в географии места для «географии человека». Во всей науке не нашлось. Нет в ней такой науки человековедения. В географическом образовании Московского университета возобладали аналитические тенденции. Идет абсолютизация научных норм лаборатории, хотя это не тот контекст, в котором большинство людей воспринимают географию. Придать естественно-гуманитарный вектор географическому образованию призвана гуманитарная география (географии человека). В западной географической науке гуманитарная география занимает центральное и общенаучное положение Оно сопоставимо с положением общего землеведения среди физико-географических наук. В российских университетах до сих пор нет не только кафедр гуманитарной географии. Не преподаются даже курсы гуманитарной географии (географии человека). Частью гуманитарной географии (географии человека) является туристическая география. Если в природопользовании в центре внимания находится воздействие человека на географическую среду, в фокусе гуманитарной географии (географии человека/ антропогеографии) лежит воздействие географической среды на человека, то в туристической географии центр смещается на восприятие человеком географической среды. Туристическая география учит пониманию и использованию образовательно-оздоровительных ресурсов в среде путешествия. Географическая среда переполнена ресурсами красоты. А красота важнейшая ценность любой страны, не меньшая богатства ее недр. Но она нигде не фигурирует, в географии ее нет. Образовательно-оздоровительные ресурсы географической среды тоже не менее важный ресурс страны, чем ее нефть и газ. Но опять-таки, их нигде нет, они нигде не учитываются. Как нигде нет и курса географии человека. Гуманитарная география обращает на исходную близость географии и философии. Ещё Страбон предполагал полезность в географии также философа - человека, который посвящает себя изучению искусства жить, жить счастливо. В этом, по-видимому, и заключена главная задача философии.