![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Цель доклада – познакомить зарубежную и российскую публику с опытом подготовки школьников старших классов к олимпиадам по литературе (Всероссийская олимпиада школьников, «Ломоносов», «Высшая проба», «Покори Воробьевы горы!»). Основа любой литературной олимпиады – не просто тест на знание фактов из истории литературы. Прежде всего это написание филологического анализа художественного текста, который учащийся не в силах выполнить, не обладая навыками критического мышления и построения письменного 34 высказывания. Более того, немногие имеют навык работы с текстами разных типов (например, правила языковой организации классицистического, импрессионистического или концептуального типов текстов будут разительно отличаться). На эту проблему обратил внимание еще М. Л. Гаспаров, который в знаменитой статье «„Снова тучи надо мною…”. Методика анализа», знакомой почти всем олимпиадникам, представляет «пересказы» лирических стихотворений, но не показывает, как они строятся на уровне языка. Лингвистический анализ текста – не новость в научном мире: вспомнить хотя бы знаменитую статью Р. О. Якобсона и К. Леви-Стросса «„Кошки” Шарля Бодлера» или труд Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарина «Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика». Однако это новость для школьного учителя, который едва ли знает о написанном еще в начале XXI века учебнике «Русский язык. От слова к смыслу» Г. А. Золотовой, Г. П. Дручининой и Н. К. Онипенко, нацеленном на развитие лингвистических компетенций при чтении любого, в том числе и художественного, текста. Опираясь на метод семантико-синтаксического (Г. А. Золотова, М. Ю. Сидорова, Н. К. Онипенко, А. В. Уржа) и когнитивного (М. Я. Дымарский, И. Р. Гальперин) анализа текста, обращаясь к понятиям дейктического центра (Ю. Д. Апресян) и семантической классификации предикатов (Т. В. Булыгина), мы разработали методические рекомендации, которые помогут учителям-словесникам применить научные знания в преподавании литературы для старшеклассников.