ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Обезьяны в ранних буддийских джатаках: образ до символа Жанр джатаки как истории о прошлом рождении Будды. Гетерогенность долитературных джатак палийского канона. Их функционирование как притч в составе буддийских проповедей. Животные сказки как один из источников сюжетов. Джатаки и эпос. Образы животных в санскритском эпосе. Особое место обезьян («Рамаяна», «Махабхарата»). Образ Ханумана. Джатаки, сходные с бытовыми сказками. Быт отшельников-монахов и обезьяны-нарушители спокойствия. Фокусник и его обезьяна - образ злого наставника и сбежавшего ученика. Обезьяны, погубившие себя по глупости и любопытству. Возвышенные образы обезьян в джатаках: сюжетная схема «животное лучше человека», самопожертвование животного ради других. Обезьяны наряду с оленями и другими животными как вариант этой схемы. Арья Шура и его литературная «Гирлянда джатак» на санскрите (III-IV вв.): общая характеристика. Способы изображения животных в санскритской литературной джатаке (стандартное описание мудреца с небольшими деталями, относимыми к животному; статическое описание животного с использованием поэтических тропов-аланкар; динамическое описание поведения животного, без образов, в духе средневековой поэзии джати, т.е. описания предмета как он есть). Две джатаки об обезьянах в его сборнике (обезьяна спасает неблагодарного человека и прощает ему попытку убить ее; царь обезьян, став живым мостом между деревом и дальним берегом реки, ценой жизни спасает свое стадо от царской охоты). Два круга ценностно значимых для санскритской литературы образов, стоящих за этими двумя историями: праведник-сант, добрый человек из городской дидактической поэзии, который незлобив и сострадателен даже к злодею, вне всякого социального контекста; и великодушный царь, служащий примером для царя людей, поступающего противоположно ему и пристыженного. «Джатака о буйволе» и динамичское описание поведения обезьяны, досаждающей герою; способ ее изображения и ее наказание в финале. Харибхатта (IV-V в. н.э.) как автор придворного варианта жанра гирлянды джатак. Его взаимоотношения с Арья Шурой как ненавязчивое творческое соперничество, при попытке избежать прямых повторов и сравнений. Взаимосвязь джатак Арья Шуры и Харибхатты об оленях, о зайце. Отсутствие джатаки об обезьяне как главном герое. «Джатака о льве» и образы обезьян-просителей, детенышей обезьян, которые досаждают герою безобидными шалостями и которых он спасает от стервятника. Психологизация и сентиментальность в поздней джатаке. Описание детенышей обезьян и умилительные описания деревенских сценок и детей в средневековой поэзии малой формы, своего рода аналог европейской пасторальной поэзии. Смягчение образа животных в классической санскритской литературе. Образ-символ: японская картина «обезьяны ловят луну в воде». Ее философский подтекст. Отсутствие символического смысла у образов обезьян в ранней буддийской джатаке. Взаимодействие и сравнение в ней обезьян и людей. Аллегория и реальность в сюжетах разбираемых джатак.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Краткий текст | Тезисы | tezisy-Guria-Lom_Cht_22.docx | 484,3 КБ | 19 апреля 2022 [agguria] |
2. | Программа | LomCht22_programma.jpg | 677,8 КБ | 19 апреля 2022 [agguria] |