![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Изучение истории, постоянно сталкивающейся с судьбами и поступками людей, с такими кризисными явлениями, как войны, революции, смуты, позволяет увидеть человека в нестандартных ситуациях, в периоды напряжения всех его духовных потенций, благодаря чему создаются богатейшие возможности для осуществления процесса воспитания. «История, — пишет русский философ А. В. Гулыга, — это школа поведения. В прошлом люди ищут и находят готовые образцы… опыт истории помогает выработать нравственную оценку окружающей нас действительности и соответствующим образом определить наше поведение. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг»7. Ядром исторического образования на всех ступенях общего образования выступает учебный курс «История Отечества» (Гулыга А. В. Эстетика истории. М., 1974. С. 27.10 Роль исторического образования в деле воспитания патриотизма подрастающего поколения уникальна. В ходе изучения отечественной истории обучающиеся получают знания о самобытном прошлом своего народа, оказавшем влияние на формирование его коренных духовно-нравственных ценностей. Этому способствует и то, что изучение истории невозможно в отрыве от других дисциплин гуманитарного цикла: литературы, обществознания. Межпредметные связи высвечивают новые грани понятий и явлений, углубляют получаемые обучающимися знания и одновременно усиливают воспитательную составляющую учебного предмета.В чем же заключается патриотический воспитательный потенциал истории как учебной дисциплины? Во-первых, значительным воспитательным потенциалом обладает содержание данной учебной дисциплины. Представляя ушедшее время в череде судеб, фактов, событий, история дает возможность наполнить реальными смыслами понятие «Отечество», почувствовать учащимся свою эмоциональную связь с теми,15 кто жил и живет на пространстве, называемом Россией, что является сущностным элементом патриотического воспитания. Во-вторых, значителен воспитательный потенциал форм, методов и приемов преподавания гуманитарных дисциплин. Эффективное использование новейших педагогических технологий позволяет: — обеспечить проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции; — расширить их социальный опыт в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения; — развить такие важные качества, как умение слушать и слышать; — научить вести аргументированную полемику, отстаивать свою точку зрения и одновременно видеть позитивные элементы в другой, подчас противоположной, точке зрения, — организовать самостоятельную творческо-исследовательскую деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. В процессе личностно-развивающей работы по патриотическому воспитанию, в частности, представляется необходимым, чтобы: — занятия по истории способствовали развитию у учащихся уважения к знаниям и умения работать с источниками (словари, энциклопедии, мемуары, архивные материалы, интернет-ресурсы, пресса, телевидение и др.), откуда можно почерпнуть дополнительные сведения помимо тех, что представлены в учебниках; — у каждого учащегося воспитывалось осознание и понимание уникальности и автономности его внутреннего мира, с особыми законами, выражаемыми нравственными нормами и понятиями: «долг», «честь», «совесть», «призвание», «смысл жизни». Это является основой для формирования уважения к нравственным принципам, умения формировать и отстаивать свою нравственную позицию. Только такой человек сможет стать ответственным и полноценным семьянином, гражданином, патриотом нашей Родины, членом развитого самоуправляемого гражданского общества;16 — учащиеся укреплялись в убеждении, что добро, любовь к ближнему, милосердие в обществе — это самые высокие, святые ценности человеческой и общественной жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение; — учащиеся были сориентированы на то, что гражданин-патриот думает и заботится в первую очередь о своей Родине, интересах российского общества и страны. В связи с этим исторический материал желательно преподавать с гражданско-патриотических позиций, укрепляя в сознании учащихся чувство ответственности за свою Родину, сопричастности к радостям и проблемам нашей страны.