ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе профессора В.М.Толмачева были проанализированы ок. 115 рецензий и критических работ разного жанра, опубликованных О.Уайлдом в британской периодике 1885-1890 гг. Оценку докладчика получили рецензии литературных биографий Б.Джонсона, Ф.Сидни, Ч.Диккенса, Д.Г.Россетти, Дж.Китса, Жорж Санд, переводов О. де Бальзака, Гомера, Ф.М.Достоевского, Чжуан-цзы, междисциплинрных сочинений Дж.Э.Саймондса, У.Пейтера, а также дебютного поэтического сборника У.Б.Йейтса (1889), книги стихов Э.Ч.Суинберна "Стихотворения и баллады" (3 выпуск). Докладчик особо остановился на оценке Уайлдом театральных постановок У.Шекспира (1885-1886). В рецензиях Уайлд позиционировал себя в роли "арбитра вкуса", а заинтересовавшие его книги делал интеллектуальной площадкой для собственных суждений о творчестве (творчество как истинная автобиография творца; художник как высший тип критика; единство в сознании критика прошлого и современности; восприятие критики вслед за У.Пейтером как "интеллектуального импрессионизма"). В.М.Толмачев подробно остановился на ответах Уайлда на анкету "Сто лучших книг" ("Пэлл-мэлл газетт", 8 февраля 1886 г.), в которой писатель не только предсказуемо подчеркнул значимость Платона, Дж.Китса, но и указал на важность для современного типа творчества (эстетизм и символизм) книг знаменитых путешественников (Марко Поло, Дж.Мандевилл), которые, в его восприятии, реализовали концепцию прозы как искусного вымысла, "обмана", компенсировав недостаток информации правдоподобным сочинительством, а также многочисленными и стилизованными ими заимствованиями у других авторов. По мнению В.М.Толмачева, именно критика, а не ранняя поэзия и драматургия (при всей их важности), стала трамплином последующих прозаических свершений О.Уайлда.