ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
С каждым годом все больше внимания уделяют усовершенствованию способов получения дорожных покрытий. Для их производства, как правило, используют битумные вяжущие, которые со временем претерпевают изменения вследствие старения, потому для улучшения их характеристик применяют различные добавки и модификаторы. Для улучшения вязкоупругих и адгезионных свойств битумов может быть использована бионефть благодаря входящим в ее состав смолам, реакционно-способным, а также поверхностно-активным соединениям. Кроме того, возможно использование наночастиц минеральных пород на основе глины и диоксида кремния для повышения прочностных характеристик битумного вяжущего и еще большего улучшения его вязкоупругих свойств. При этом актуальным является исследование влияния природы поверхности наночастиц модификатора, поскольку ее гидрофильность или гидрофобность напрямую определяют способность наночастиц к дезагрегации и равномерному распределению в среде вяжущего, а также адгезию между ними. С каждым годом все больше внимания уделяют усовершенствованию способов получения дорожных покрытий. Для их производства, как правило, используют битумные вяжущие, которые со временем претерпевают изменения вследствие старения, потому для улучшения их характеристик применяют различные добавки и модификаторы. Для улучшения вязкоупругих и адгезионных свойств битумов может быть использована бионефть благодаря входящим в ее состав смолам, реакционно-способным, а также поверхностно-активным соединениям. Кроме того, возможно использование наночастиц минеральных пород на основе глины и диоксида кремния для повышения прочностных характеристик битумного вяжущего и еще большего улучшения его вязкоупругих свойств. При этом актуальным является исследование влияния природы поверхности наночастиц модификатора, поскольку ее гидрофильность или гидрофобность напрямую определяют способность наночастиц к дезагрегации и равномерному распределению в среде вяжущего, а также адгезию между ними. Для смесей бионефти и битума характерна повышенная упругость, что может быть связано с наличием в их составе слабосшитой полимерной структуры вследствие реакционной способности бионефти и ее частичной растворимости в битуме. Точка потеря текучести битумом смещается в низкотемпературную область благодаря пластификации бионефтью, позволяя использовать полученные вяжущие при меньших температурах, а их упругие свойства становятся более стабильными от внешних условий нагружения, усиливая стойкость к колееобразованию. Введение диоксида кремния или глины приводит к повышению вязкости и предела текучести, связанных с образованием внутри смесей структурных сеток, образованных частицами. Также, чем больше количество введенного наполнителя, тем выше температура равенства модулей накопления и потерь, что может благоприятствовать увеличению температурного интервала эксплуатации дорожного полотна. Введение гидрофильных частиц ухудшает адгезионные характеристики вяжущего, что может быть объяснено адсорбцией ими его полярных составляющих. Напротив, гидрофобные частицы повышают кажущуюся адгезионную прочность благодаря росту когезии вяжущего и переходу от когезионного к адгезионному характеру разрушения склеек.