ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Зло банализировалось, потому что в индустриальную, а тем более в технотронно-информационную эпоху вопрос о существовании огромных масс людей, с одной стороны, перестал быть привилегией «сильных мира сего», а с другой - сильно упростился в техническом отношении. Зло стало массовым. Началось это с конца XIX века, но полномасштабно проявилось тогда, когда массовое уничтожение людей было поставлено на рельсы промышленных технологий: логистика ГУЛага и Холокоста, депортации народов и Хиросима… Продолжающаяся банализация зла меняет общественное поведение. Как подытожил Папа Римский Франциск, выступая в июле 2013 г. на итальянском острове Лампедуза, куда с риском для жизни прибывают нелегальные иммигранты из Африки: «Мы наблюдаем глобализацию безразличия. Она крадет нашу способность сочувствовать». Что же касается непосредственно Эйхмана, то при всех различиях перцепции этой фигуры, заурядность в ней виделась всегда. Заурядный «винтик» (по Х.Арендт), заурядный антисемит (по В.Гроссману). Заурядный карьерист (по Б.Штангнет). Технологии ХХ века дали возможность заурядности, «человеку без свойств» (Роберт Музиль) стать страшной силой зла. Но «мы все – герои, ждущие своего часа». Как и зло, героизм всегда готов вырваться из нас. «Рассматривая героизм как эгалитарный, общий признак человеческой природы, а не … качество, присущее немногим избранным, мы можем лучше способствовать героическим поступкам», - утверждает авторитетный социальный психолог Филип Зимбардо. А эти поступки создают самые важные связи между нами – «единую Человеческую Связь», противостоящую злу и в конечном счете преодолевающую его.