ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Начиная с "Повести временных лет", единство древнерусского государства обосновывалось харизмой наследственной княжеской власти. В конце периода раздробленности теории, обосновывающие возвышение Москвы, включали в себя династический принцип как стержневой. Хотя Смута начала XVII в. осмыслялась, отчасти, как династический кризис, власть Шуйского и воцарение Романовых продолжали рассматриваться в парадигме династической преемственности, возведенной через Рюрика к императору Августу. Однако сравнительно легкое перенесение утраты непосредственного кровного родства с Рюриком показывает, что идея династии уже к этому времени приобрела идеальный характер. Ее содержание можно усмотреть в триединстве властной харизмы, исторической связности и религиозного благочестия. Династическая модель (возвращение "отчин") была главным политическим обоснованием права борьбы за восстановление государственного пространства бывшей Киевской Руси.