ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Актуальность анализа произведений отечественной литературы в рамках топического сверхтекста не вызывает сомнений, так как исследование художественных подходов к изображению определенной локации в конкретном нарративе значительно обогащает истолкование специфики топоса. В связи с этим закономерным является обращение к крымскому рассказу И.С. Шмелева «Музыкальное утро», по традиции рассматриваемому как периферийный по сравнению с написанным также в 1923 г. в Париже «Солнцем мертвых». По мнению Л. Спиридоновой, «яркий талант Шмелева раскрылся именно в эмиграции, где он создал наиболее значительные произведения».Номинация Причерноморское пространство непосредственно связана с магистральной идеей рассказа. В центре повествования находится приморский городок – место временного пребывания хаотически перемещавшихся во время Гражданской войны людей, потерянных и потерявшихся в макро- и микромире. Компоненты топоса Причерноморья детерминированы в числе прочего автобиографическим подтекстом: писатель впервые попал в Крым в 1907 г., позже, с 1918 по 1922 гг., с семьей жил в Алуште, затем покинул Россию. Истолкование нарративной стратегии автора предполагает выявление номинаций-антиномий, которые формируют философию пространства, обозначенного в текстовом поле, – что и является целью данного исследования.