ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Два десятилетия постсоветского развития существенно изменило политический и информационный ландшафт России. Сформировалась в принципиальных чертах многопартийная система, появились представительные учреждения, отстроились вертикаль исполнительной власти, продолжается реформа судебной системы. Во всех этих процессах большую роль играют средства массовой информации. При этом теоретическое осмысление проблем формирования повестки дня СМИ в России имеет очевидный разрыв с практикой журналистов. Разумеется, существует масса западных теорий относительно agen-dasetting, публикуются работы по проблемам СМИ, их ландшафте и тенденциях развития, имеется большое количество эмпирического материала. Однако есть потребность в объ-единяющих теоретических концепциях, которые могли бы объяснить участникам медиа-процессов направление и смысл происходящих изменений, исследовать базовые факторы, осмыслить их влияние на процесс формирования содержания медиа с различных точек зрения. Поэтому крайне необходимым представляется выяснение реального значения и влияния политических, экономических, социо-культурных факторов, влияющих на повестку дня и журналистские технологии. В региональных СМИ, исследованием контента которых мы занимаемся, большое значение имеют факторы, связанные со спецификой региона, его историей, традициями, структурой населения, культурой, экономикой, особенностями различных сфер жизни. Они обуславливают характер и степень влияния механизмов формирования повестки дня, и способы работы местных редакций. Несоответствие повестки дня региональной прессы реальным особенностям региона, их перспективам развития, несовпадение реальных характеристик повестки дня с ее желательной моделью, диктуемой потребностями аудитории, ведут к дисбалансам в контенте и мешают региональным СМИ успешно решать их задачи по информированию, просвещению, активизации гражданского потенциала аудитории. Предприняв исследование повестки дня в региональных СМИ при помощи метода контент-анализа публикаций, автор исходит из гипотезы, что большая часть содержания региональных газет формируется под влиянием местных групп интересов, и, главным об-разом, региональной власти. Они воздействуют на печатные СМИ через политические и экономические механизмы, создавая себе положительный образ на их страницах и формируя собственную повестку дня, не отражая при этом весь спектр общественных мнений. Это сказывается на профессиональной деятельности редакций и искажает информационную картину региона. В качестве объектов эмпирического исследования выбраны восемь общественно-политических газет Казани, Новосибирска, Воронежа и Ростова-на-Дону. В ходе контент-анализа газеты изучаются как по количественным особенностям (локальность, жанр, расположение на полосе, частота появления текстов по той или иной тематике, авторство, объекты публикации, наличие официальных материалов), так и качественные (тематика, проблематика газет, степень аналитичности, источники информации, степень действенности издания).