![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Как изменяется современное мировосприятие и влияет ли это изменение на формы и на саму суть искусства сегодня? В докладе рассматривается пространство современной культуры как принципиально постмедийное пространство, в котором значение приставки «пост-» существенно отличается от аналогичных современных образований (постмодерна, потгуманизма, постцифрового) и в то же время сближается с понятием «транс-». Установление Рубикона (пост-) в отношении медиа связывается не только и не столько с «отграничением от» в смысле завершения эпохи медиа, сколько с утратой самой границы внутри разных медиа, изменением смысла медийности, в котором «пост-» сегодня одновременно означает «транс-». Принципы фрагментарности, дополнительности, разнесённости становятся основными принципами организации и становления единого пространства. В философии выступает на первый план трансгуманизм как новая модель осмысления человека, в социально-психологической сфере методология трансмедийного повествования приводит к формированию модели распределённой идентичности, в педагогике разрабатываются концепты распределённого образовательного пространства и распределённого образования в целом, в искусстве исследователи отмечают «эффект сегментированности» (Б.Гройс) и в то же время не только «равенство материалов и медиа»(П.Вайбель), но и зависимость всех традиционных видов искусства от «опыта медиа», приводящую к «эквивалентности различных меди и их смешению»(П.Вайбель). Изменение статуса медиа и переход к ситуации постмедиа в искусстве связывается с изменением статуса объекта, который существенно трансформируется, начиная с периода авангарда, проходя период испытания цифровизацией и возвращается в современное искусство под видом собственного отсутствия. Новый ракурс присутствующего отсутствия объекта, демонстрируемый в ряде современных работ (таких, как «Тени» Милены Маловой), возвращает нас к игре иллюзии и аллюзии, различным образом организующим репрезентацию как основу классического искусство, демонстрацию как основу искусства авангарда и совпадение или иллюзию дезиллюзии как основу цифрового искусства и утверждает в мысли, что «хотя мы приходим в цифровой мир, мы всё ещё воспринимаем его в аналоговой форме» (Н.Негропонте). И это «всё ещё» в данном случае – не случайность, не свидетельство недостаточности, а следствие специфики человеческого восприятия как таковой, отражающееся в особенностях современного искусства, демонстрирующего переход к постцифровой эпохе как следствие общего перехода к эпохе постмедиа.