ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Понятие языковая картина мира имеет разнообразную палитру толкований. Однако бесспорным остается тот факт, что в каждом естественном языке отражается определенный способ восприятия мира, впитываемый носителями языка с самого раннего возраста. Любой национальный язык, помимо коммуникативной и информативной функций, выполняет и когнитивную, т.е. служит для фиксации и хранения всего комплекса знаний и представлений данного языкового сообщества о мире. Носители нескольких языков представляют особый интерес для исследователей в свете того, что испытывают на себе влияние двух или более языковых моделей, каждая из которых вносит в свой вклад в формирование языковой картины. С одной стороны, языковая картина мира складывается дуалистично, поскольку знания поступают посредством двух систем, но при этом, создаваемая картина не членится надвое, а является единой и полной. Мы анализируем дискурс детей-билингвов как отражение концептуализации действительности посредством французского и русского языков. В исследовании приняли участие естественные билингвы, говорящие на русском и французском языках, а также посещающие дополнительные занятия по русскому языку раз в неделю в школе «Апрелик» в г. Бордо (Франция). Все респонденты являются так называемыми естественными билингвами, с более или менее доминирующим билингвизмом. У нескольких испытуемых сбалансированное двуязычие. Занятия в школе русским языком носят поддерживающий характер и дополняют естественное освоения языка в семье. Исследование проводилось индивидуально с каждым респондентом последовательно на русском и французском языках. Испытуемые могли выбирать язык, на котором хотели начинать тестирование (русский или французский соответственно). Для того чтобы составить лингвистический портрет детей, принявших участие в исследовании, родителям была предложена специальная анкета. Среди детей также был проведен опрос. Он показывает, как сами дети оценивают свои знания русского и французского языков.