ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В историографии до сих пор недостаточно изучен период последних лет пребывания профессора Яна Квачалы в Дерпте (Юрьеве) и особенно в Воронеже в 1918-1920 гг. В начале доклада делается упор на раскрытие воронежского следа творческой деятельности известного знатока системы Коменского и мировой педагогики, словака по происхождению Яна Квачалы. В зарубежной (да и в отечественной) историографии до сих пор существует путаница в оценке пребывания Квачалы в Дерпте и в Воронеже, и высказывается недоумение по поводу причин эвакуации Квачалы в Воронеж. Автор доклада развеивает подобные взгляды в свете новых архивных материалов, позволяющих судить о том, что Квачала принял российское гражданство еще в 1915 году, так что его переезд с другими коллегами и профессурой в Воронеж не может вызывать никакого удивления, поскольку он возглавил эвакуацию Богословского факультета Дерптского (Юрьевского) университета. В современной словацкой историографии сохраняется устойчивый интерес к фигуре Яна Квачалы. Следует отметить появление работ историка Либора Берната. Например, в последние годы появились книги «Ян Квачала и школа Голла в свете взаимной корреспонденции», «Из переписки Яна Квачалы с друзьями» и особенно монография (вышедшая в 2021 г.) «Жизнь и труды Яна Радомила Квачалы». В докладе в продолжение уже существующих рецензий автора доклада на предыдущие работы Берната излагаются историографические заметки по поводу последних трех названных работ, особенно касательно монографии 2021 года. Считаю, что вряд ли стоит принять предпринятую в монографии Л. Берната попытку сместить Яна Квачалу с заслуженного пьедестала крупного ученого и знатока мировой педагогики, и умалить его роль в развитии современной российской и словацкой педагогики. Важно отметить, что в период пребывания в Воронеже профессор Квачала проявил пристальный интерес к реформам советской системы образования и после возвращения в Словакию проанализировал их в журнале Чехословацкого учительского общества в статье «О программе новейшей российской педагогики».