ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Сразу же после Второй мировой войны появились документальные книги о войне и нацизме, это были три основных формы – свидетельства очевидцев и жертв преступлений, официальные документы и очерки журналистов и писателей, созданные на основе личных впечатлений и рассказов многих людей. Среди них явно выделяется книга Балиса Сруоги с поэтическим названием «Лес богов», в которой дан синтез личного документального свидетельства и художественного исследования темы концлагеря. Концлагерь в книге Сруоги показан как средоточие зла, где на каждом шагу происходит расчеловечивание человека – и заключённых, и тех, кто их охраняет и ими управляет. Сюжет книги: плен и концлагерь – это путь к смерти, путешествие в ад, в загробный мир. Смерть, растянутая во времени – тематический и символический лейтмотив книги. Автор использует повествование от первого лица, в котором гибко сочетает точность фактов и живописность образов, формы воспоминаний и репортажа. Образ автора – одновременно исследователя и жертвы – включает его склонность к обобщениям, к поиску исторических, социальных и психологических корней происходящего, но также горькую иронию и чёрный юмор как способ преодоления окружающего зла и собственной слабости. Эта мрачная ирония неожиданно оказывается спасительной, ибо несёт в себе преодоление страха и освобождение от ужаса, своего рода катарсис. Immediately after the Second World War, documentary books about the war and Nazism appeared in three main forms – testimonies of eyewitnesses and victims of crimes, official documents and essays by journalists and writers, created on the basis of personal impressions and stories of many people. Among them, the book of Balis Sruoga with the poetic title Forest of the Gods clearly stands out, in which a synthesis of personal documentary evidence and an artistic study of the theme of the concentration camp is given. The concentration camp in Sruogi's book is shown as the center of evil, where at every step a person is dehumanized – both the prisoners and those who guard and manage them. The plot of the book: captivity and a concentration camp is the path to death, a journey to hell, to the afterlife. Death stretched out in time is the thematic and symbolic leitmotif of the book. The author uses first-person narration, which flexibly combines the accuracy of facts and picturesque images, forms of memories and reporting. The image of the author – both a researcher and a victim – includes his constant tendency to generalize, to search for the historical, social and psychological roots of what is happening, but also bitter irony and black humor as a way to overcome the surrounding evil and his own weakness. This gloomy irony turns out to be salutary, because it carries in itself the overcoming of fear and liberation from horror, a kind of catharsis.