![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Гидроэнергетика является одним из консервативных направлений в отечественной энергетической отрасли. С первой половины ХХ века строительство ГЭС было тесно сопряжено с устойчивым социально-экономическим территориальным развитием, формируя энергетический базис для обеспечения электроэнергией как промышленных предприятий, так и населения. Наряду со вводом новых мощностей ГЭС на территории СССР развивался технологический кластер турбиностроения, а также формировалась интеллектуальная основа в виде научно-исследовательских проектных институтов. В настоящий момент отрасль переживает состояние, перетекающее из стагнации в упадок. Отсутствие запросов на ввод новых ГЭС, связанное с долгим сроком их реализации, порождает деквалификацию во многих отраслевых направлениях. Также сформировались экономические проблемы имущественного и финансового характера. Имущественные проблемы обусловлены статусом правовой принадлежности водохранилищ новых ГЭС. Они, как и любые водные объекты, после строительства переходит в Федеральную собственность. Будучи государственным, водохранилище имеет многоцелевое использование. При этом подготовка ложа водохранилища и компенсационные мероприятия (30-50% от капитальных затрат) возлагаются на гидростроителя, что негативно влияет на показатели экономической эффективности ГЭС. Финансовые проблемы новых ГЭС характеризуются тем, что при имеющейся цене электрической энергии и мощности на РСВ и КОМ (ОРЭМ) ни один проект ГЭС экономически не рентабелен (IRR зачастую ниже ставки рефинансирования). Это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности проектов. Взаимосвязь характерных проблем также остаётся актуальной в условиях отбора ДПМ ВИЭ 2.0, ввиду большей удельной стоимости 1 кВт*ч у русловых МГЭС. В рамках декарбонизации энергетики и формирования устойчивой для развития среды, развитие ГЭС должно получить приоритетный статус, требующий изменений в существующих НПА. Предполагаемые механизмы и сценарии к их исполнению: Софинансирование реализации проектов со стороны государства, как потенциального собственника водохранилищ – 1) затраты на подготовку водохранилищ; 2) затраты на водохранилище и напорный фронт (частично). Субсидирование и льготы – 1) освобождение от платы за водопользование; 2) льготная налоговая политика; 3) финансовая оценка экологоэкономического и синергетического эффекта от строительства ГЭС; 4) формирование для крупных ГЭС механизма гарантированного возврата инвестиций по аналогии ДПМ ВИЭ 2.0. Любой из предложенных сценариев способен оказать положительный эффект на строительство ГЭС в широком мощностном диапазоне, делая его экономически оправданным как для бизнеса, так и для устойчивого развития государства на далёкую перспективу. Без принятия подобных мер школа гидроэнергетического строительства в России будет продолжать претерпевать качественно негативные трансформации.