ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Во второй половине ХХ в. и более активно – в эпоху пандемии – мы наблюдаем изменение модели коммуникации (по Р. Якобсону), связанное с выдвижением канала, изменением кода и модификацией остальных параметров. Классическая коммуникативная дихотомия «устное» – «письменное» расширилась, дополнившись новой формой Интернет-коммуникации, распространенной в современных интерфейсах: социальных сетях, блогах, мессенджерах и приложениях. Хотя лингвистика интенсивно изучает влияние Интернета на естественный язык, не менее важно исследование дискурсивно обусловленного изменения параметров коммуникации, и в частности, трансформации в области поэтического дискурса. Это связано с тем, что поэзия ориентирована на эксперимент с языком в аспекте как семантики, синтактики, так и прагматики. Современная поэзия представляет особый интерес, поскольку она активно взаимодействует с разговорной речью, разрабатывая новые формы междискурсивной интеракции в Интернете. В докладе я обращусь к специфике коммуникации в современной поэзии в новых медиа, подразумевающей «открытость» семиотической структуры, постоянно обновляемый контент, возможность коммуникативного перехода (turn-taking) между автором сообщения (поэтического текста) и адресатами (пользователям сети). Поэзия конца ХХ – начала ХХI веков создает новые форматы текстов, а сами тексты могут быть открыты к комментариям, в том числе, метапоэтическим. Специфика коммуникации современной поэзии в новых медиа заключается в том, что в зависимости от формата (блог, социальные сети, мессенджеры и приложения типа «Телеграмма»), она может совмещать асинхронный и синхронный, дистантный и контактный типы интеракции. Более подробно мы рассмотрим формат поэтических текстов в социальных сетях на материале сообщений современных русских и американских поэтов, в которых принципы очной (или face-to-face) коммуникации, с характерным для нее синхронным общением, совмещаются с принципами дистантной коммуникации, когда каждый участник оставляет определенный семиотический «след».