![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
«Я вижу два первых двигателя в своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности. Искание смысла было первичнее искания Бога, искание вечности первичнее искания спасения. <…> Меня всегда мучили не столько богословские, догматические, церковные вопросы или школьно-философские вопросы, сколько вопросы о смысле жизни, о свободе, о назначении человека, о вечности, о страдании, о зле. Этим мне близки были герои Достоевского и Льва Толстого, через которых я воспринял христианство». Николай Бердяев (1874–1948) – один из самых читаемых в мире русских философов. Аристократ, отчисленный из Киевского университета и сосланный на три года под надзор полиции за увлечение марксизмом, он пережил переворот 1917 года, четыре ареста (два до и два – после переворота), гражданскую и две мировые войны. В 1922 году Бердяев вместе с другими представителями русской духовной и интеллектуальной элиты был под угрозой расстрела навсегда выслан из советской России на знаменитом «философском пароходе» и остаток жизни провёл в изгнании. Получивший мировую известность, через всю жизнь он пронёс трогательную любовь к родине и после смерти завещал передать свой архив в советскую Россию, а в ответ на возражения, что здесь всё сгинет, отвечал: «Тогда я хочу так разделить судьбу со своей страной». Голос Бердяева и сегодня продолжает пробуждать людей во всём мире к духовной жизни. И если про академика Сергея Аверинцева кто-то сказал, что его слово изгоняло демона тупости, то о слове Николая Бердяева можно сказать, что оно изгоняло и изгоняет бесов неверия и рабства. Как он понимал образ и подобие Божье в человеке, какой была «русская идея» Николая Бердяева и его образ церкви, о какой свободе он писал и что говорил в 1948 году о возможности избежать третьей мировой войны, обсудим в Доме Франка 25 апреля в 19:00.