ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Миф о героической рыцарственной средневековой Испании – представление о «незамутненных истоках» национальной традиции, которые следует искать в Средневековой эпохе Реконкисты. Формируясь параллельно в английской и испанской культуре рубежа XVIII-XIX веков, он сыграл значительную роль в литературе английского и испанского романтизма и, шире, в развитии англо-испанских культурных связей в этот период. Гибкость этого мифа делала его востребованным и для консервативных (пафос сохранения традиционных ценностей), и для либеральных интерпретаций (пафос обновления). В испанской литературе формой бытования этих интерпретаций наряду с историческим романом становятся малые эпические формы – стилизации под средневековые баллады «романсеро». В английской литературе к 30-м годам XIX века складывается обширный «испанский текст», целый пласт которого составляют эпические произведения, по-разному варьирующие «испанский миф» (Скотт, Байрон, Колридж, Саути и др.). Своеобразный фокус, в котором пересекаются и образ Испании, сложившийся внутри испанской культуры, и Испания, «отраженная в зеркале» английской литературы – творчество испанской либеральной эмиграции в Лондоне (1823-1834). Оно тесно связано с необходимостью объяснить свой актуальный статус – статус тех, кто принимал участие в судьбе страны, потерпел поражение и оказался в изгнании перед лицом чужой культуры. В докладе подробнее будут рассмотрены две большие незаконченные исторические поэмы, которые принадлежат к изгнанническому периоду творчества самых известных испанских романтиков: «Пелайо» Хосе Эспронседы и «Флоринда» графа Риваса.