ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Осмысление экологии как философской проблемы, как известно, показывает, что выпадение человека из естественного порядка сцепления причин и следствий предоставляет ему возможность организовывать себе предпочтительную локальную среду обитания, причем этот процесс неизбежно сопровождается производством отходов, которые при стремительном увеличении числа людей и усилении цивилизационной мощи становится глобальной угрозой стабильного существования биосферы в привычном нам виде, остающейся до сих пор необходимым условием существования человечества. Это обстоятельство не только свидетельствует о свободном целеполагании человека и установлении им для себя ценностей, но и заставляет задуматься о значимости масштаба контекста – о тех более или менее отдаленных последствиях в пределах земного шара, к которым может приводить прямолинейное стремление к поставленным целям. Для решения этой проблемы Бейтсон в свое время предложил проект экологии разума, предполагающий рассматривать экологическое равновесие в качестве базовой ценности, выступающей граничным условием целеполагания вообще. Этот проект, по-видимому, может быть развернут как аксиологическое измерение онтологического статуса человека как «просвета бытия» (Хайдеггер), воспроизводящего в том числе и классические бинарные оппозиции – и прежде всего противопоставление субъекта и объекта, которое как раз и приводит к экологическим проблемам. Постнеклассическая рациональность делает попытку если не преодолеть полностью, то по крайней мере смягчить эту оппозицию, намечая направление возможного вписывания субъектом самого себя в мировую целостность. Если понимать ценность как конечное основание целеполагания (М.А.Розов), тогда экологическое равновесие могло бы стать принципом организации также и комплекса ценностей – как на уровне отдельного человека, так и на уровне той или иной культуры или даже всего человечества.