ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Является ли тождество личности условием моральной ответственности? Многие из числа сторонников современных стросонианских теорий моральной ответственности, по всей видимости, должны отвечать на этот вопрос утвердительно. По крайней мере, можно показать, что, чтобы возложение моральной ответственности было уместным, личность, на которую возлагается моральная ответственность за некоторое действие, должна быть той же самой, что и личность, совершившая это действие в прошлом. С другой стороны, в современных теориях тождества личности метафизические вопросы о том, чем является личность и что сохраняет её тождество во времени, нередко жестко отделяются от практических вопросов о моральной ответственности, а ряд теорий (в первую очередь психологических и биологических) содержит отдельные аргументы в пользу утверждения о том, что тождество личности не имеет значения для моральной ответственности. В своём докладе я попытаюсь показать, что обе эти позиции могут быть верны одновременно и что, хотя тождество личности, по всей видимости, действительно не является необходимым условием моральной ответственности, интуиции, лежащие в основе утверждения о том, что, чтобы возложение моральной ответственности было уместным, личность должна оставаться той же самой, также вполне надёжны. Я сопоставлю отношение тождества личности и отношение «быть той же самой личностью», требуемое для уместности моральной ответственности, и продемонстрирую, что, несмотря на их родственность друг другу, они не всегда совпадают, и одно может иметь место без другого. Это позволяет примирить кажущийся конфликт и согласовать ряд теорий тождества личности с теориями моральной ответственности.