ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В данной работе рассматриваются традиции европейской литературы в романе Г. Газданова «Призрак Александра Вольфа». Так, сюжет, композиция, лейтмотивы произведения невозможно рассматривать вне контекста творчества Э. По, в частности его рассказа «Сказка скалистых гор». Пространство произведений двух писателей пересекается даже на уровне звуков (звук металлических колец), ощущений (невыносимая жара), состояний героев (ирреальность происходящего). В тексте Г. Газданова явно прослеживается лейтмотив изгиба, поворота, кривой линии, который берёт своё начало в произведении Э. По. Важно отметить зеркальность имён героев рассказа Э. По (Oldeb – Bedlo), что повлияло и на двоякий образ героя «Призрака…», имя которого приобретает противоположный смысл, если его прочитать наоборот (Wolf – Flow). Ключевой мотив произведения Г. Газданова – мотив смерти – связан в основном с образом Александра Вольфа и подан в тексте сквозь призму философии Ницше. Не случайно, когда Елена Николаевна впервые познакомилась с Вольфом, он играл музыку Скрябина – композитора, который в начале XX века был увлечён идеей сверхчеловека. Александр Вольф убеждён, что стремление к своей цели или мечте – это стремление к своей смерти: «Самое обычное событие для людей – это смерть; вторым является рождение» [Ницше: 53]. Одним из важных мотивов романа является мотив путешествия, корни которого следует искать в творчестве Ш. Бодлера, одного из любимых поэтов Г. Газданова: «У Газданова понимание путешествия связано с бодлеровским: жизнь – это путешествие, оканчивающееся смертью» [Фонова: 64]. Но у обоих авторов смерть понимается не как абсолютное завершение существования, а как категория надвременная. Кроме того, Г. Газданов использует основной художественный принцип Ш. Бодлера – взаимоотношение ощущений и тех воспоминаний и чувств, которые вызваны этими ощущениями (стихотворение «Двойственная комната»). Философия Вольфа пересекается и с философией героя Мопассана, монаха из рассказа «Орля», который утверждает, что человек не видит и стотысячной доли того, что существует. Александр Вольф также считает, что тот кусочек пространства, который доступен глазу человека, – вовсе не всё воспроизведение мира, как полагают люди. К тому же сам Вольф напоминает то загадочное существо Орля, которое вмешивается в жизнь главного героя рассказа Мопассана. Вольф отравляет жизнь Елены Николаевны, и она пытается бежать от него, как герой бежит от Орля, но от Орля не спрятаться, как не спрятаться и от Вольфа. Образ Александра Вольфа, его отношение к жизни и взаимоотношения с героями наталкивает на размышления о влиянии традиции А. Камю. Ярким примером является сцена убийства Александра Вольфа рассказчиком; она напоминает сцену убийства араба главным героем «Постороннего» Мерсо: оба героя находятся в похожей психологической ситуации, в похожих условиях. Г. Газданову близок А. Камю как концептуально, так и стилистически.Таким образом, влияние западных писателей и поэтов на творчество Г. Газданова бесспорно, что прослеживается в том числе и на его романе «Призрак Александра Вольфа». Литература: Ницше Ф. Странник и его тень. СПб., 2011. Фонова Е. Мотив путешествия в творчестве Бодлера и Газданова // Кондаков И. Газданов и мировая культура. Калинингдад, 2000. Научный руководитель - Наталья Зиновьевна Кольцова