ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе рассматривается современная научная парадигма, сложившаяся в России на рубеже XX–XXI веков. В докладе подчеркивается, что особый интерес к исследованиям интегративного характера, который отмечается в российской науке на протяжении целого ряда лет, имеет, с одной стороны, свои внешние и внутренние, объективные и субъективные причины, а с другой – очевидные последствия, важные для современной гуманитарной парадигмы. Внешние причины связаны с объективным миром, в котором живет человек. С одной стороны, сегодня все больше «сжимается» пространство, с другой – все больше и больше ускоряется время. Говоря о внешних причинах, нельзя не упомянуть и все более возрастающую мобильность населения земного шара, что естественным образом приводит к расширению и углублению межкультурных контактов. Внутренние причины связаны с развитием самой науки. К числу внутренних и вполне объективных причин следует отнести в первую очередь общую «гуманизацию» научных знаний. Автор утверждает, что проблемы, с которыми имеет дело современная наука, уже достаточно длительное время занимают умы философов, и приводит в качестве аргументации концепцию В.С.Степина, который выдвинул идею о трех типах рациональности и выстроил на основе детального изучения истории науки и истории философии науки триаду: «классика – неклассика – постнеклассика». Далее автор выдвигает гипотезу о новом этапе в развитии научной мысли (по крайней мере – в области гуманитарного знания) – этапе неопостпозитивизма, самым непосредственным образом соотносящегося с постнеклассикой. Автор полагает необходимым (вслед за В.Н.Телия) утверждать, что современная наука (как минимум, гуманитарная), учитывающая сложнейшее взаимодействие и взаимовлияние языка, культуры, сознания, сталкивается с необходимостью построения нового объекта исследований, который характеризуется, с одной стороны, более широким масштабом (обусловливающим расширение границ исследовательских полей и выход за пределы отдельных «узковедомственных» научных изысканий), с другой стороны, значительным уплотнением (обусловленным по определению невозможностью излишней широты и «безразмерности»). В качестве нового объекта научных исследований предлагается человек говорящий / Homo Loquens. Данное положение вещей естественно требует разработки новых подходов сугубо интегративного (интегрального) и холистического (холистского) характера. Далее в докладе рассматриваются некоторые современные направления и дисциплины, активно развивающиеся в последнее время в российской науке и эффективно изучающие различные аспекты взаимодействия, взаимозависимости и взаимовлияния языка, культуры, лингвокультуры, языкового сознания, образа мира, коммуникации. Представляются такие дисциплины, как психолингвистика, этнопсихолингвистика, неопсихолингвистика, лингвокультурология, теолингвокультурология, когнитивная лингвокультурология, психолингвокультурология. Особое внимание уделяется психолингвокультурологии как новой научной дисциплине.