ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
История литературы знает немало писателей, которые прославили своё имя не только художественными сочинениями, но и работой на государственные службы, которые сегодня принято называть разведкой. В общем-то, это и не удивительно, ведь простое перечисление характеристик, которыми должен обладать успешный автор путевых записок – страсть к путешествиям, интерес к этнографии, склонность к наблюдению, сбору информации, её анализу и изложению на бумаге, – похоже на список требований из должностной инструкции разведчика. Россия издавна привлекала внимание иностранцев. И первые путешественники изначально представляли собой синкретическое единение географов, дипломатов и военных, преследуя в поездках широкий ряд разнообразных целей. Экзотичность и непохожесть на свою страну во многом притягивала путешественников в Россию, поэтому общее для первых сказаний о Московии – гиперболизация действительности. К XVII веку многие правители на Руси понимали, что стране, стремившейся войти в узкий круг развитых в науках и искусствах европейских стран, не хватает иностранных специалистов, поэтому старались привлечь на свою службу ко двору иностранцев, оказавшихся на Руси. А, поскольку иностранцы смотрели на Россию через призму своих ценностей, то в записках и сказаниях отразились и их собственные предрассудки, заложив основы осуждающе-критического отношения к России. С середины XVII века в Россию направляются художники, архитекторы, балетмейстеры, композиторы, певцы, инженеры, другие представители наук и искусств, военные деятели, с целью получения заработка и реализации собственных творческих планов. Появляются и «праздные» путешественники, не выполняющие профессиональных функций. Поскольку путешественники уже не имели профессионального интереса дипломатов, географов или торговцев, то их записки приобретают всё более и более литературный характер. На основе впечатлений как работавших в России, так и посетивших её для досуга иностранцев, в XVII–XVIII веках в Европе складывается образ страны во многом более благоприятный, а иногда и идеализированный, что заложило новую тенденцию, прослеживаемую в записках иностранцев о России, склонную к приукрашиванию и приданию большего внимания положительным сторонам жизни. Путешествие по России в XVII–XIX веках можно рассматривать как закономерное развитие и расширение географии Grand Tour («Большое путешествие»). Франция, Великобритания и США оказываются теми странами, где интерес к России особенно велик. Теперь непосредственным откликом многих писателей на путешествие становится художественное произведение – роман, рассказ, поэма или цикл стихов. После Великой Октябрьской социалистической революции мотивы приезжающих в Советскую республику кардинальным образом меняются: на первый план выходит знакомство с реальной альтернативой дискредитировавшего себя капитализма. Надо отметить, что и молодое советское правительство, стремясь прорвать политическую и экономическую блокаду со стороны буржуазного мира, приглашало видных общественных деятелей для знакомства с положением в стране и старалось помочь тем, кто приезжал сам, осознавая то, что сегодня политологи называют «мягкой силой». И здесь писатель-путешественник уже был не просто странник, а боец идеологического фронта. После триумфальной победы Советского союза во Великой Отечественной войне и успешного союза советской страны с США и Великобританией во Второй мировой войне, интерес и искренние симпатий мировой прогрессивной общественности к СССР достигли апогея. Можно предположить, что литературные путешествия иностранцев по России продолжатся в разных формах и в XXI веке. Главное, чтобы Россия продолжала интересовать современных литераторов за рубежом, была привлекательной для туристов и открыта для всего мира.