ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Результаты анализа влияния кризиса COVID-19 на поведение фирм и потребителей показали: важно измерить не только количественный урон, но и психологические (поведенческие) последствия пандемии. Кризис пандемии коронавируса, повлекший эмоциональные, психологические, социальные и экономические потрясения, уже можно назвать «Черным лебедем», который ознаменовал начало «новой нормы», характеризующейся высокой степенью неопределенности. Сформировались новые поведенческие паттерны поведения потребителей: накопление, импровизация, накопленный спрос, использование ИТ и социальных медиа, размывание границ между работой и личной жизнью. Результаты исследования указывают также на то, что, с одной стороны, вследствие распространения коронавируса структурно увеличится доля сотрудников, работающих удаленно, а с другой - произойдет ускорение процесса внедрения трудосберегающих технологических изменений, и фирмы будут заменять труд капиталом, потому что капитал не может быть заражен вирусом, по крайней мере напрямую. Что касается потребителей, то их реакция в ответ на ограничения, возникающие во время карантина, кажется иррациональной, но всё же в рамках кризиса чрезмерная запасливость и панические покупки - вполне обоснованное потребительское решение в условиях высокого уровня неопределенности.