ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Содержание доклада находится в русле современных исследований в области ландшафтной видеоэкологии — нового научного направления, возникшего в начале XXI в. Визуальная среда непосредственно влияет на физическое и психическое здоровье человека и может рассматриваться как геоэкологический фактор. Следуя Ф.Н. Милькову, геоэкология — это междисциплинарная наука о комфортности географической среды и оптимизации ландшафта. С геоэкологических позиций это предполагает среди прочего изучение её визуального загрязнения как одной из форм физического и информационного загрязнения, основанного на традиционных методах эстетического ландшафтоведения, биогеографических, социологических, психологических, а также инструментальных физических измерений антропогенного нарушения визуальных полей. Такой синтез методических подходов полностью соответствует взглядам В.И. Вернадского на "энергию человеческой культуры", включающей в себя два аспекта: собственно энергетический и информационный. Основоположниками изучения эстетических свойств ландшафтов является А. Гумбольдт, а позднее также А. Геттнер. В России — В.П. Семенов-Тян-Шанский, во Франции — Поль Видаль де ла Блаш. Ими были заложены методологические основы этой науки, которые впоследствии привели к разработке методов покомпонентным и гештальт — оценкам эстетической ценности ландшафтов. Мировоззрению каждого исторического периода четко соответствует его воплощение в конкретных архетипах ландшафтного планирования, садово-паркового искусства и архитектуре, отражающее взаимозависимость окружающей среды и ментальности конкретного этноса. Анализ мировоззренческой динамики эстетических представлений о природе позволяет определить тенденции общекультурного изменения взаимоотношений между человеком и природой, определить истоки кризиса этих взаимоотношений и наметить пути решения. Современная эпоха характеризуется формированием массовой культуры, стиранием национальных и региональных особенностей культурных ландшафтов, отражающих эстетические представления каждого народа. Это ярко проявляется в современных парках больших городов, где используются различные технические приёмы эстетической модернизации природной среды. При этом остаются открытыми вопросы: выдержит ли природа такие инновации и соответствует ли это действительным потребностям людей? Ответы на эти вопросы авторы пытаются найти на основе полевых исследований природного заказника "Воробьевы горы" — популярного места отдыха горожан и одновременно — объекта природного и культурного наследия Москвы. Эти работы включали анализ физического (светового) загрязнения визуальной среды, его влияния на природные ландшафты, выявление эстетически ценных пейзажных картин на территории наиболее посещаемой части заказника, составление тематических карт и разработку компромиссных предложений для реализации природоохранной и рекреационной функций территории.