ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ В лекции рассказано об этапах исследования полета птиц у Аристотеля, Леонардо да Винчи, Дж. Борели, Х. Гюйгенса, Д. Бернулли с точки зрения механики. Постепенно складывались научные понятия такие, как давление воздуха, образование подъемной силы, аэродинамического сопротивления и др. Развитие знаний о полете птиц связано с формированием гидро и аэромеханики и созданием в XIXв. Летательных аппаратов тяжелее воздуха, основанных на количе6ственных расчетах. В начале XXв. С созданием самолетов основное направление гидро и аэромеханики сместилось от исследования полета птиц к исследованию аппаратов с неподвижными крыльями. Работы Н.Е. Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. В 1904г. Н.Е. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета; разработал вихревую теорию воздушного винта. Некоторые исследования выдающегося русского ученого, ученика Жуковского, академика В.П. Горячкина (1868-1935) посвящены применению методов классической механики к изучению механики живого организма и биологии. Исследования В.П. Горячкина посвящены важному разделу теории механизмов, получившему развитие уже в наши дни в теории структуры манипуляторов и роботов. Горячкин рассматривает четырехзвенный механизм, который можно варьировать разнообразными способами и использовать в различных рабочих машинах. Анализируя метод ходьбы человека, он подчеркивает, что механизм ног сводится к четырехзвенному механизму. Заменяя рычаги колесами, он приходит к идее создания и анализа хода трактора. В.П. Горячкин рассматривает также вопрос оценки затрат мышечной энергии человека при ходьбе. Он анализирует работу человека шагом без груза. На работы В.П.Горячкина ссылаются современные ученые, например, д.ф-м. н., профессор МГУ А.М. Формальский в своей книге «Перемещение антропоморфных механизмов». Представлена 3-Д модель пятизвенного безстопного механизма (Biped), созданного в Институте Механики МГУ. Исследования динамики ходьбы и проблем управления ею важны для моделирования процесса перемещения человека, для конструирования протезов и шагающих роботов. На лекции были показаны слайды. На доске с помощью рисунков объяснены основные понятия (например, подъемная сила крыла самолета и др. .)