ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Листы 121–171 парижской рукописи Paris gr. 13724 представляют собой сохранившийся фрагмент сборника византийских духовных и аскетических трактатов, который изначально циркулировал отдельно от основной части рукописи (л. 1–121; 172–183 об.). Основная часть Paris gr. 1372 датируется XV в. благодаря идентификации рук писцов6, в то время как сборник является частью другой независимой рукописи, созданной в 70-х гг. XIV в. Последний раздел аскетического сборника (л. 155–170 об.) включает 13 полных писем митрополита Якова Халкидонского к своей духовной дочери, некой монахини Евлогии. Раздел озаглавлен коротким пояснением от лица Евлогии, из которого следует, что эпистолярная коллекция должна была содержать и письма составительницы. Однако повествование обрывается на начале 14 письма (л. 170 об.). Последняя тетрадь аскетического сборника (л. 169–171 об.) была повреждена, между листами 170 об. и 171 отсутствуют пять листов. Данные письма являются примером поздневизантийского эпистолярного общения духовного отца и духовной дочери. В письмах митр. Халкидонского обсуждаются проблемы практик (духовных, телесных, эмоциональных), которые были актуальны для женщин-монахинь палеологовского периода. Характер письма (величина и свободное расположение минускульных знаков), особенности оформления (разделение писем линиями и краткими заголовками) говорят о том, что переписанные послания, возможно, предназначались для публичного чтения. В заглавии к коллекции сама Евлогия выражает надежду, что данные письма-наставления будут полезны и другим читателям. Таким образом, частность и публичность сталкивались не только на уровне содержания писем (обсуждение как личных вопросов, так и тем, актуальных для более широкого круга), но и на уровне самого оформления, через которое коллекция частных писем становилась публичной.