ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
С конца XV-XVI веков в Московском царстве начинает формироваться система служилых сословий, профессиональное существование которых заключалось в обеспечении интересов Русского государства. Такие взаимоотношения сначала предполагали прямую зависимость служилого сословия от царского указа, но впоследствии сложилась специфическая культура служения, которая могла заключаться и в добровольном принятии ответственности за судьбу Отечества. За многие столетия своего существования идея служения в значительной степени видоизменялась: если до начала XVIII века служение было направлено в большей степени на фигуру царя, то с Петра Великого, согласно собственному завету монарха сражаться не за него, а за Россию, служение царю также дополняется служением Родине. Не могла на подобные настроения не повлиять и Православная культура, отчего монарх воспринимался в качестве хотя и не абсолютного, но выразителя национальных интересов, ведь «сердце царя – в руке Господа» (Притчи 21:1), а потому Православное сознание нередко воспринимало бедствия России как бедствия царя и как свои личные бедствия. Православное влияние на культуру служения заметно и в уваровской триаде, и в знаменитом девизе «За Веру, Царя и Отечество», в которых можно разглядеть ответы на вопрос, кому следует служить. В советское время Православная и монархическая составляющая исчезла, отчего государство стало центральным объектом служения. Конечно, и служение государство не с первых дней оказалось в советской агитационной риторике, однако с началом Великой Отечественной войне, название которой может говорить об уходе с совершенно интернациональных позиций, идея служения социалистическому Отечеству для победы над иноземными захватчиками стала подчеркиваться и в произведениях культуры, и в политике памяти советского государства. Подобный пересмотр отношения к дореволюционному прошлому имел мало последовательности в условиях советской политической практики того времени и часто выглядел эклектично, но сама идея служения Отечеству оказалась созвучной духовному порыву населения и понятной для него. Неслучайно после завершения Великой Отечественной войны практика частичного использования дореволюционного наследия не была прекращена, хотя некоторые направления подобной деятельности вновь были ограничены (например, возобновились гонения на Православную Церковь, пусть и в смягченном виде в сравнении с первыми десятилетиями советской власти). В современном российском обществе ценность служения также играет значительную роль, что особенно проявилось на фоне проведения специальной военной операции. Интересно то, что служение, помимо государственнических и монархических трактовок, в российской истории имело и мессианское значение. Служение миру, служение человечеству, вселенская роль России – такими темами наполнены многие труды русских мыслителей: от Повести о белом клобуке и посланий Филофеева цикла до сочинений Ф.М. Достоевского и Н.Ф. Федорова, от концепции «Нового Иерусалима» до «водительства народов» А.А. Столыпина и, наконец, мыслях об исполнении Великого поручения Христа. Все эти значения и настроения непрерывно связывались с идеей служения на протяжении всей российской истории, отчего такие авторы, как Н.А. Бердяев, даже видели в коммунистической идеологии СССР этот порыв к вселенской миссии, пусть от изначального христианского мотива в советском опыте ничего не сохранилось. В свете сказанного возможно подойти к мысли, что ценность служения является одной из образующих ценностей российского мироощущения. Имея серьезные различия в каждом из этапов собственного формирования (в основном по объекту служения), ценность служения также проявляет и развитие самой российской цивилизации, все перемены ее более чем тысячелетней истории. В исследовании ценности служения применены количественные методы анализа, во многом основанные на инструментарии Национального корпуса русского языка, позволяющего обработать большие массивы текстовых данных. Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России по итогам отбора, проведенного ЭИСИ, для ФГБУО ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук» (проект «Аксиологические ориентиры российской цивилизации: историко-политический аспект», шифр FZNF-2023-0005, номер тематики 1023041000044-9-5.6.1).