ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В самом докладе я попытаюсь обосновать нижеследующую классификацию типов единства сознания, которая содержит основные смыслы (коннотации) этого знаменитого словосочетания. При этом данные смыслы указывают одновременно на уровни единства сознания: 1. «Единство сознания» есть единство сознания и самосознания: сознание сознает нечто, данное посредством ощущений и восприятий, и одновременно осознает, что сознает это нечто именно оно само, т.е. Я. Отсюда следует, что сознание и самосознание – единая сущность, разделяемая лишь в своей функциональной направленности: либо (i) вовне (на нечто), либо (ii) на самого себя, сознающего это нечто = Х. По сути дела, осознание сознанием самого себя в этот момент есть изначальная апперцепция. А единство такого самосознания Кант называет трансцендентальным единством самосознания. Это – фундаментальный уровень единства сознания. 2. Субъективное (эмпирическое) единство сознания: это – лишь определение внутреннего чувства, посредством которого многообразное дается эмпирически (таким единством может быть, например, зрительный образ предмета). 3. «Единство сознания» есть синтетическая деятельность рассудка, объединяющего в единство чувственные ощущения и восприятия (= «данное») с категориями рассудка. Это – объективное единство сознания. 4. «Единство сознания» есть логическое единство созерцаний и понятий как совокупности опыта (= общее знание о чувственно воспринимаемом мире). 5. «Единство сознания» трансцендентального субъекта (= ученого) есть единство картины мира науки, или «систематическое единство науки», т.е. единство системы теоретических и эмпирических представлений о мире, принятых в определенную эпоху.