ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Главный герой романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" обладает, как, впрочем, и герой автобиографической повести М.Горького «Детство», повышенной чувствительностью к запахам. При подобной обонятельной чувствительности искусственно созданные тяжелые, «простонародные» запахи для Клима становятся источником ольфакторной агрессии. Ольфакторную агрессию в романе несут также запахи войны и запахи, связанные с войной. Между тем, одни и те же запахи могут и восприниматься как приятные, и как обонятельно агрессивные. Речь идет о запахе табака. Оппозиция «папироса – сигара – махорка» служит указанием на место персонажа в социальной иерархии, хороший табак становится маркером «своего» пространства, дешевый табак – чужого. Однако ольфакторное пространство романа «Жизнь Клима Самгина» наполнено не только неприятными, но и вполне приятными, домашними запахами. Это «успокаивающий запах яблоков и сушеных грибов», «вкусный запах горячего хлеба и липового меда», «медовый запах», в провинции; «запах лампадного масла, сдобного теста и меда» в Петербурге; «крепкий запах яблок» в заграничном доме матери. Вообще, запахи природного происхождения в романе не имеют строго закрепленной локализации. Это и «вкусно морозный воздух», и «запах свежей листвы» в Москве, и «душистая свежесть» с гор за границей, и «запахи свежей зелени» в провинции. Здесь и во многих других местах романа авторское сознание вплотную соприкасается с сознанием героя. На то, что Горький намеренно смотрит на мир в этом романе через «самгинские очки», неоднократно обращали внимание исследователи, но к этому следует также добавить, что автор передает герою и многие собственные обонятельные симпатии и антипатии.