ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
1. Последняя треть XX в. на Филиппинах была ознаменована ростом общественно- политической активности. Борьба против диктатуры президента Ф. Маркоса в 1970-х гг., обличение всевластия и коррупции, движение за честные выборы в 1980-х гг, а также проблемы обновления общества, национальной самоидентификации и единства, - все это стало главными темами филиппинской литературы конца XX в. Массовый гражданский протест в феврале 1986 г., т.н. “Революция ЭДСА” (по названию места митингов – авеню EDSA), ставший сильнейшим катализатором падения режима Ф. Маркоса, в одночасье сделал граждан героями. И поныне в литературе Филиппин продолжает громко звучать тема социальной справедливости, защиты прав женщин, борьбы против коррупции, а также призыв к восстановлению мира и порядка в охваченном исламским сепаратизмом южном регионе – Минданао. Престижной филиппинской премией Карлоса Паланки в 1990-2010- х гг. были отмечены такие сборники социально ориентированной поэзии, как “Только 15” Вима Надеры (15 lamang, 1992), “Страна желания, страна печали” Рут Элинии Мабангло (Bayan ng Lunggati, Bayan ng Pighati, 1995), “Земля власти” Роберто Аньонуэво (Lupain ng Kapangyarihan, 1996), “Табон и другие стихи” Эдгара Маранана (Tabon and other poems, 2000), “Суровые огни” Майкла Коросы (Mga Lagot na Liwanag, 2001), “Крокопедия” Энрике Вильясиса (Crocopedia, 2012). 2. Виктор Эммануил Кармело Надера, мл., известный как Вим Надера, - тагалоязычный писатель, драматург, активный литературный деятель, - по словам поэта и критика Вирхилио Альмарио, “обрел живую и неугасающую любовь к родине и сострадание к угнетенным и неимущим слоям общества” (Asinta, 2002: 8). Сам Вим Надера главными темами своего творчества считает “Ari, Uri at Lahi”, в переводе с таг. “пол, класс и нация”. Социальному неравенству, бесправию бедных, непреодолимой пропасти между классами в большой степени посвящен сборник “Монтаж” (Asinta, 2002), две главы сборника “Только 15” (15 Lamang, 1994). Мучительный поиск национальной самобытности, оценка “своего” и “чужого” в культуре страны-колонии, вопрос единства филиппинских народов, боль гражданской войны на Минданао отразились в стихах сборников “Коричневокожие” (Kayumanggi, 2011), “Монтаж”, “Ссора” (Alit, 1994). К проблемам статуса женщины, и особенно ее незащищенности в бедных слоях филиппинского общества Вим Надера обращается не только в стихах (сб. “Коричневокожие”), но и в своих перформансах. 3. Вим Надера считается “отцом поэтического перформанса на Филиппинах”, со своими остросоциальными представлениями он выступал в Малайзии, на Тайване, в Сингапуре и Корее. Его поэзия отличается сатирой, наполнена образами и элементами традиционной культуры Филиппин, как и живая филиппинская речь, изобилует каламбурами. 4. После обрушившегося на Филиппины в 2013 г. тайфуна Хайан в местной литературе громче зазвучала тема помощи ближнему. Вим Надера – один из тех, кто давно и всерьез занимается такой помощью: по образованию психолог, он стал пионером “поэтической терапии” на Филиппинах. С 1995 г. в разных регионах страны В. Надера проводит бесплатные поэтико-терапевтические сессии с больными раком, СПИДом, наркоманами, детьми, пережившими насилие, гражданами, пострадавшими от военных действий или стихийных бедствий. ______________________________________ 15 Lamang. - Manila: DLSU Press, 1992 ALIT: Dalit Galit Halit Malit Ngalit Palit Salit. - Manila: Anvil Publ, 1994 Asinta: Mga Tula at Tudla. - Manila: UST Publ, 2002 Kayumanggi. – Manila: UST Publ, 2011