ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Концептуальные построения Юнга разделяются на теоретические и гипотетические. Первые удовлетворяют критериям научной теории и могут быть подтверждены экспериментально, вторые основываются на клинической практике и ее интерпретации, в которой Юнг использует как метод ассоциаций, так метод амплификаций. Последний включает обилие исторических и мифологических источников, но не поддается экспериментальному исследованию. Относительно возможности представить творчество Юнга в научной форме мнения психологов расходятся. Метод «активного воображения», который порождает и включает цепь ассоциаций и амплификаций, стал основой направления, которое Юнг определил как «алхимическую психологию». Как замечал Мирча Элиаде процессы психики Юнг уподобил химической реакции, в которой вместо химических веществ в соединения вступают архетипические образы. Эти образы исторически представляли алхимический язык описания психологических процессов. Общей формой предложений, используемых для описания химических реакций являются уравнения, в левой части которых символы веществ, вступающих в химическую реакцию, а в правой – результат взаимодействия. Возможна ли формальная символизация процессов «алхимической психологии»? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к опыту работы с образами активного и пассивного (сновидения) воображения выдающегося физика XX века Вольфганга Паули. В образах сновидений Паули появляется женский персонаж «китаянки», которая демонстрирует сновидцу танцевальные движения. В одном из снов «китаянка» демонстрирует Паули геометрический квадрат, разделенный диагоналями и призыва-ет внимательно на него взглянуть. Она обращает внимание на то, что сновидец видит шесть линий, идущих из четырех точек. Далее явно появляется необычный, пугающий сновидца, контекст Дао И-цзин. «Китаянка» утверждает: «Это те же шесть линий, что в гексаграммах И-цзин» [1]. Давид Линдорф – автор глубокого исследования сновидений Паули – анализировал эпизод более раннего сновидения. Линдорф рассматривает сюжет, где женщина с азиатской внешностью дарит сновидцу «кольцо i». Верно замечая, что речь идет о математическом обозначении мнимой единицы, он убедительно переходит к анализу фигуры единичного круга в комплексной области. которая в истории науки известна как функция единичного круга Леонардо Эйлера. Для того, чтобы связать эти два эпизода сновидений Паули, следует рассмотреть контекст Дао И-цзин. Нужный контекст «алхимической трансформации» из сновидений Паули обнаруживается в работе Чжоу Цзунхуа (1917 – 1998) «Дао И-цзин: путь к прорицанию» [2]. Чжоу связывает две формы Ян и Инь с осями координат. Из двух форм (+, – ) возникают четыре символа (+, +; –, +; –, –; +, –). Четыре символа определяют топологиче-ски различные области восприятия. Литература 1. Линдорф Д. Юнг и Паули: встреча великих умов. М.: Клуб Касталия. 2013. С. 207. 2. Чжоу Цзунхуа. Дао И-цзина. М.: София. 2004. С. 27.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Afisha_Itog.jpeg | Afisha_Itog.jpeg | 5,2 МБ | 27 февраля 2024 [ierosph] | |
2. | Vinokurov_Chzhan_Syuanyuj__Prezentatsiya_20240126010408.pdf | Vinokurov_Chzhan_Syuanyuj__Prezentatsiya_20240126010408.pdf | 660,8 КБ | 27 февраля 2024 [ierosph] | |
3. | Programma_konferentsii_s_sajta_Himfaka.pdf | Programma_konferentsii_s_sajta_Himfaka.pdf | 250,8 КБ | 27 февраля 2024 [ierosph] | |
4. | Prikaz_MNK_Alhimicheskij_mif...26-27_yanvarya_2024_CCF27122… | Prikaz_MNK_Alhimicheskij_mif...26-27_yanvarya_2024_CCF27122… | 2,2 МБ | 27 февраля 2024 [ierosph] |