![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе ставится задача очертить социально-психологический профиль «вампирического» героя, доминирующего в поэмах, драмах и прозе Лермонтова. По сути, речь идет о вариации «байронической» натуры, которую характеризуют (1) психическая лабильность (резкое чередование фаз оживленности и пассивности) (2) асоциальность (а именно: отсутствие гражданских чувств и эмпатии, неспособность к солидарному действию, прочному союзу, браку, деторождению и воспитанию детей), (3) приметы старческой ментальности (скепсис, пессимизм, фрустрация), (4) доминантный тип поведения (манипуляция чужими интересами, подавление чужой воли, форсирование близости), (5) потребность в эмоциональном «допинге» (отсюда - рискованное поведение, установление интенсивных эмоциональных связей). При анализе «вампирического» типа личности будет учитываться культурно-исторический контекст (вампир как аристократ в буржуазной среде / кадровый военный среди штатских/ европеец в Азии). Особое внимание я хотел бы уделить коммуникативным тактикам «вампира» (техника обольщения и подавления, манипулятивные приемы), а также исследованию причин, по которым он достигает в коммуникации лишь временного, преходящего успеха и не может выйти из изоляции. Наряду со «школьной классикой» («Демон» и «Герой нашего времени») и «Вадимом», будут привлечены поэмы, редко фигурирующие в исследованиях о лермонтовском «вампиризме» («Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Тамбовская казначейша», «Беглец», «Сашка», «Калашников», «Сказка для детей»).