![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Аннотация доклада (5 – 7 предложений): Питер Галисон стремится поставить на место заезженных абстрактных понятий, которыми, как правило, оперирует философия науки – «наука», «объективность», «ученый», «социальные детерминации» - исторически меняющиеся разнообразия. Вместо подобных абстрактных единств он видит и описывает роящиеся и саморегулирующиеся разнородные составляющие. Вместо абстрактных обсуждений соотношения философии и истории науки он подчеркивает историческую изменчивость как философии, так и истории, науки, и их взаимоотношений. Галисон не хочет говорить о «социальных детерминациях», поскольку данный термин подразумевает только однонаправленное действие, не учитывающее взаимодействий, и ищет более адекватные концептуальные средства. Один из таких терминов – «условия возможности» для возникновения определенного типа «научной самости» и научных исследований. А в своей работе о предыстории формирования идеи Эйнштейна об относительности одновременности он использует выражение «критическая опалесценция». Доклад посвящен разъяснению смысла этого выражения и оценке его продуктивности для историко-научных исследований. Постпозитивистская философия науки разломала веру в возможность проведения демаркации между наукой и не-наукой. Данная ситуация является затруднительной для научных институций и специалистов в области философии науки и истории науки: о чем они говорят, если наука не является определенным целым? Представляется, что ответ можно найти в работах Питера Галисона, который является сам и историком, и философом науки. Галисона как историка науки особенно привлекают ситуации, показывающие, что единство сознается взаимодействиями разнородного. В докладе предлагается обратиться к Ж.Делёзу для поиска новых представлений о единстве