ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
История философии существует только для того, чтобы скрывать то преступление, ту травму и ту тайну, которыми отмечено начало философии. Философия возникла с Платона, а первым историком философии был Аристотель. Когда Хайдеггер хотел вернуться к философии, но без Платона, он сам не понимал, что остается в платоновской традиции историографии философии, которая сложным методом селекции приписала себе древнюю генеалогию. Философия появляется разводом с софистикой. Софисты, формировавшие культурный климат Афин с середины V в. до н. э. до IV в. до н. э., не рассматривались как философская проблема до 399 года. Ранней весной того же года Сократ, афинский гражданин и известный интеллектуал, был вызван в суд за неуважение к богам и приговорен к смертной казни как опасный интеллектуал, так называемый софист. Однако сегодня мы считаем, что Сократ был настоящим философом, а вовсе не софистом. Сократ принадлежал к софистическому движению до того, как Платон выделил его среди других софистов. До суда над Сократом в Греции действовали интеллектуалы, называемые софистами. К софистам обычно считались такие мыслители, как Протагор Абдерский (на поколение старше Сократа), Продик Кеосский, Гиппий Элидский, Фрасимах Халкидонский и Горгий Леонтинский. Хотя представление Протагора о себе как о «первом софисте» в диалоге, носящем его имя, сомнительно с точки зрения исторической достоверности (для некоторых это вымышленное повествование Платона), очевидно, что в конце V в. люди использовали слово « софист» прежде всего в терминах Платона. Мы можем быть уверены, что он использовал это слово для обозначения интеллектуалов, которых он изображал в своих диалогах. Поскольку Сократ был первым и единственным «софистом», казненным на основании того, что был «софист» – то есть за неверие в традиционных богов и развращение молодежи – суд над ним в 399 г. до н. э., похоже, существенно изменил отношение людей к софистам. После суда людям пришлось столкнуться с двумя вопросами: «Был ли Сократ софистом?» и «Следует ли казнить софистов?» Суд над Сократом не сразу разрешил путаницу между софистом и философом, и что термин «софист» после суда использовался независимо от того, использовался ли он положительно, как у Исократа и Алкидама, или отрицательно, как у Платона и Аристотеля в IV в. до н. э. Софисты – лимитчики. Не граждане Афин. Часто работали послами. А также ораторами в судах и на народных собраниях. Естественно они повально за демократию, иначе нельзя попасть на собрание или влиять на решения. Двусмысленное отношение к софистам. С одной стоны почитание, с другой – ненависть. Анаксагора его друг Перикл еле вытащил из тюрьмы. За что афиняне ополчились на софистов? – За втягивание в Пелопоннесскую войну и ее тяготы. Виноват «софист» Перикл и др. За что убили Сократа? За то что в доме повешенного говорил о веревке. Мераб называл Сократа гением сознания – за то, что он требовал от сограждан извлечь урок из поражения в войне и смуты, что они категорически делать отказывались. Писания Платона это: «Граждане Афин, произошла чудовищная ошибка…» Человек зачеркивается великий философской консервативной контрреволюцией под названием платонизм. В результате чего появляется сама философия. «Софист» - один из поздних диалогов Платона судя по историографической традиции. Вместе с софистической «водой» Платон выплеснул и софистического «ребенка» - человека. Он принес человека в жертву полису: «быть человеком – это следовать одному влечению, ни в чем от него не отклоняясь и оказывая противодействие остальным. Это и есть золотое и священное руководство разума, называемое общим законом государства» («Законы»). То есть полиса, города.