![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Работа посвящена незаурядному человеку скульптору и художнику Ивану Илларионовичу Севрюгину, его вкладу в организацию, проведение и скульптурное воплощение Антропологической выставки 1879 года. Источником работы послужили печатные труды второй половины XIX века, издаваемые Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), при изучении которых были использованы исто-рико-типологический и историко-описательный методы. Основное внимание было уде-лено анализу материалов и документов, связанных с подготовкой и проведением в Москве в 1879 г. Первой Антропологической выставки. Изучались также архивные до-кументы НИИ И Музея антропологии и литературные источники. Иван Илларионович Севрюгин был выходцем из небогатой семьи цеховых ремес-ленников, но он сумел получить великолепное образование в Московском училище жи-вописи и ваяния. Учился Иван Илларионович у профессора Н.А. Рамазанова выдающе-гося скульптора, художника, писателя по истории искусства, академика Императорской Академии художеств. Во время учебы неоднократно удостаивался наград за свои работы и по окончании получил звание художника третьей степени. Наряду с известными скульпторами и художниками принимал участие в изготовлении коллекции манекенов для Этнографической выставки 1867 г. Но вершина его деятельности связана с подготовкой Первой антропологической выставки 1879 г. Он был назначен председателем скульптур-ной части Выставки и занимался разработкой ее модели, скульптурным воплощением, сбором и подготовкой экспонатов (курганов, могильников, масок, бюстов, манекенов и др.), в связи с чем был командирован в Париж. Работая над Выставкой, И.И. Севрюгин продемонстрировал себя как невероятно талантливого человека с незаурядный творче-ским потенциалом, владеющего разнообразными техниками художественных и скульп-турных работ, обладающего огромным трудолюбием и работоспособностью и заслужив-шего самую высокую оценку специалистов. Известно также, что И.И. Севрюгин принимал участие в оформлении зала № 13 «Памятники Московской области XIV–XV вв.» в Историческом музее, усадьбы Истоми-но Касимовского уезда Рязанской губернии. Он автор мраморного бюста известного рус-ского купца А.И. Хлудова, а также , а также бюста выдающегося русского гистолога, фи-зиолога и эмбриолога А.И. Бабухина. Анализ архивных и литературных источников показал, что И.И. Севрюгин, бу-дучи талантливым художником и великолепным скульптором, обладающим колоссальной работоспособностью, приняв активное участие в подготовке Антропологической вы-ставки 1879 г., способствовал решению одной из ее главных задач: «популяризовать Антропологию в публике, возродить в ней сочувствие к этой науке и показать её предметное содержание» (Богданов, 1879, с. 4). Благодаря своей одаренности он сумел выразить научные представление в художественной форме. Его произведения, выставленные в экспозиционных залах Выставки, наглядно показывали широкой публике единство био-логического и социального в природе человека. Коллекции, созданные Иваном Илларионовичем, легли в основу скульптурного фонда фотоиллюстративного отдела Музея антропологии МГУ. В наше время его сохранившиеся работы можно рассматривать как дополнительные сведения к историческим, антропологическим и этнографическим исследованиям, которые позволяют визуализировать некоторые стороны той научной информации, которая имеется в распоряжении уче-ных.