![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Сфера услуг Японии – уникальный социокультурный феномен, который сочетает в себе концепт японского гостеприимства омотэнаси с лучшими мировыми практиками обслуживания. Вследствие демографических процессов, которые привели к кризисной ситуации на японском рынке труда, сфера услуг Японии сталкивается с необходимостью все более широкого найма иностранного персонала для заполнения вакансий. Это делает сферу услуг Японии полем для межкультурного взаимодействия, что, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой – ставит японский сервис перед новыми вызовами. К настоящему времени в ключевых отраслях сферы услуг Японии сформировалась мультикультурная среда с достаточно большой долей иностранного персонала из разных стран мира (в первую очередь стран Восточной и Юго-Восточной Азии, культурный разрыв с которыми достаточно велик, несмотря на географическую близость). Чтобы избежать возможных противоречий и сохранить уровень обслуживания, японские компании сферы услуг уделяют повышенное внимание тренингам для иностранцев и ищут надёжные каналы поиска и найма персонала. Такими каналами являются въезд «рабочих определённой квалификации» по программе SSW, введённой в 2018 г., специализированные посредники или собственная инфраструктура компаний-работодателей для подбора и подготовки персонала. После отмены коронавирусных ограничений процессы глобализации возобновились с новой силой и в Японию приезжает всё больше иностранцев как в туристических целях, так и для постоянного проживания. Это означает, что несмотря на традиционную закрытость и нелюбовь к изменениям, японскому обществу придётся постепенно приспосабливаться к новой реальности. Развитие сферы услуг в Японии наглядно демонстрирует, как японское общество реагирует на внешнее вмешательство в привычный уклад своей жизни. К изменениям приспосабливаются и работодатели, и потребители, причём работодатели стараются свести к минимуму воздействие на качество обслуживания. Государство, в свою очередь, принимает решения и вырабатывает политику с учётом национальных интересов, открывая доступ иностранному персоналу только там, где это необходимо.