![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Вопреки распространенному мнению, арамеоязычное христианство, существовавшее в позднеантичный и раннесредневековый период на территории державы Сасанидов и представленное Церковью Востока, учение которой традиционно рассматривается как несторианское, не было изолировано от грекоязычного мира. Более того, политика византийских императоров, особенно в период между Аркадием (395–408) и Ираклием (610–641), напрямую влияла на восточносирийскую традицию. Прямые контакты с христианами Персии были установлены во многом благодаря миссиям епископа Маруты Майферкатского, которые Аркадий отправил ко двору шаханшаха Йездигерда I и которые способствовали принятию Церковью Востока Никейского Символа веры, а также улучшению положения христиан — подданных Сасанидов. Однако еще большим это влияние стало после обострения христологической полемики в Восточной Римской империи, главным образом при императорах, стремившихся примирить сторонников и противников Халкидонского Собора на почве общего осуждения «несторианства». Таким образом, в докладе на основе греческих и сирийских источников будет исследована церковная политика византийских императоров, преимущественно от Зинона (474–475, 476–491) до Юстиниана Ι (525–565), и установлено четкое соответствие между основными положениями этой политики и периодами усиления полемической реакции со стороны восточных сирийцев на неохалкидонское учение и на стремление византийских властей восстановить единство «монофиситами», что в результате способствовало конфессиональному выбору Церкви Востока в пользу строгого несторианства. При этом, внимание будет уделено и той роли, которую в политике указанных императоров сыграли западные сирийцы-антихалкидониты, действовавшие как в Иране, так и в Византии, и боровшиеся с усилением «несторианства».