ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В науках, особенно гуманитарных, имеется проблема субъект-объектного отождествления. Об этом писал ещё Джорж Сорос в предисловии к книге "Алхимия финансов". Допустим, возникла теория, позволяющая предсказывать котировку акций. Тогда участники рынка, пользуясь этой теорией, изменят своё поведение. Но в изменившейся ситуации сама эта теория перестаёт работать. Сорос (и не только он) делает различие между возможностью объяснить прошлое и возможностью предсказать будущее, ибо подобным же образом субъект-объектное отождествление приводит к нивелированию предсказательной силы в общественных науках. Далее Сорос пишет, что общественные науки, строго говоря, науками не являются - но им в наше время жизненно необходим эпитет "научности", и, что хуже всего, эффективными часто оказываются ложные теории. Само название книги - "Алхимия финансов" - говорит об использовании возникающих управленческих возможностей. Эта точка зрения необходима для анализа целого ряда конструкций, содержащихся в трудах либеральных экономистов и историков, в частности С.М. Гуриева. Продолжая мысль Сороса, отметим, что научное (или псевдонаучное) сообщество, состоящее из многих взаимозависимых людей, само начинает функционировать, следуя внутренним законам и процессам, не всегда отвечающим "поиску истины". В частности это приводит к появлению квазирелигиозных конструкций, именуемых "научными теориями". Возникающая так называемая "идеологическая коррупция" порождает коррупцию и в привычном смысле этого слова (когда "специалист по чуши" ворует результаты у "специалиста по ерунде"). Поэтому проблема искажения мышления и восприяния является чрезвычайно актуальной, даже в точных науках (особенно в методике их преподавания). Весьма примечательно, что, критикуя Мединского за "несостоятельность его методологии", сами критики пали жертвой идеологической идоктринированности, не кларифицируя наличие или отсутствие главного объекта диссертационного исследования - "чёрных мифов о России", а молчаливо отрицая само их существование (не будучи историком, автор не может оценить научную значимость работ Мединского). Так называемое "вольное историческое общество", под предлогом борьбы за чистоту науки, на деле борется за признание идеологических конструкций в качестве объективно установленной истины. Необходимо инициировать широкое обсуждение проблемы идеологических искажений в общественных науках, включая педагогику, и даже в точных науках. PS Занимаясь олимпиадной математикой, автор осуществил попытку построения классификации стандартных идей и стереотипов решения задач. А.В. Гладкий посоветовал ему обратиться также к книжке Проппа "Исторические корни волшебной сказки", первая часть которой состояла в формально-структурном анализе сказок, а вторая - в их объяснении. Примечательна также работа З. Фрейда "Моисей и монотеизм". М. Элиаде в своей классической монографии, посвящённой исследованию религий, последний том хотел посвятить религии гуманизма. Такого рода анализ представляется чрезвычайно интересным для изучения идеологии и поведения больших групп людей, в том числе и учёных. https://www.youtube.com/watch?v=lhRH1BAFSoI&feature=youtu.be